Авиабаза Кипелово. Форум земляков.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Обучение индийских экипажей. 1989 г.


Обучение индийских экипажей. 1989 г.

Сообщений 1 страница 30 из 164

1

С разрешения Виталия Николаевича Ушакова публикую фото, повествующие о командировке советских специалистов в Индию с целью обучения и гарантийного обслуживания самолетов Ту-142М, закупленных у СССР. В дальнейшем надеюсь написать более подробные комментарии к фото.

Фото 1. На обратной стороне написано: "На память представителям советского летного экипажа Ту-142М от бригады гарантийного обслуживания. Индия, ГОА, Васко де Гама. 10 июня 1989 года."

0

2

Фото 2. Ту-142М ВВС ВМФ (312 INAS "Albatross") Индии выруливает на исполнительный. На заднем плане Ил-38.

В инете нашел, что первые 3 Ту-142М Индия получила 30.03.1988, следующие 2 - 13.04.1988. Остальные 3 получены между августом и октябрем 1988.

Оригинальный текст:
On 30 March 1988, the first three TU 142 M aircraft landed at HANSA after a non stop flight from Russia. Two more aircraft arrived on 13 April. The squadron was commissioned at HANSA on 16 April and designated INAS 312. The remaining three aircraft arrived between August and October 1988.

Отредактировано edge (2006-10-12 18:59:24)

0

3

Фото 3. Ушаков В.Н. на рабочем месте.

0

4

Фото 4. "В городе". Старенький Форд индийских ВМФ (якорь на капоте).

0

5

Фото 5. Очень интересный артефакт. Приглашение командования 312 INAS (Indian Naval Air Squadron - индийская морская авиационная эскадрилья) на имя Ушакова на торжественный прием. Сделано очень качественно, на фирменном бланке эскадрильи, по всем правилам этикета.

И это 1989 год... Третий мир...

0

6

F-14 (VF-111) сопровождает Ту-142МЭ ВВС ВМФ Индии (борт 18, он же на фото 2). 13 июля 1989 года.

Отредактировано edge (2007-03-04 10:45:01)

0

7

Из журнала "Авиация и время", №6, 2006

В рамках контракта на закупку самолетов индийские авиаторы прошли обучение в СССР. Как вспоминает майор запаса В.Н. Ушаков: «Весной 1987 года, мне выпала честь принимать участие в выполнении ответственного задания - переучиваний индийских экипажей на новый для них самолёт ТУ-142МЭ. С этой целью на базе одного из гарнизонов Авиации Балтийского флота, под Ригой, был развёрнут Центр переучивания. Прекрасное место: природа, 40 минут до Риги, столько же до Юрмалы. Новая офицерская гостиница для индусов, старая, но приведённая в божий вид для нас. Командовать Центром был назначен полковник Карпусь Н. Н., лётчик-инструктор Авиации Северного флота. На первый этап, теоретическое переучивание, были привлечены в основном офицеры Центра переучивания Авиации ВМФ г. Николаева, а также часть офицеров противолодочной авиачасти. Здесь уместно будет отметить высокую квалификацию наших специалистов и целеустремлённость индусов на обучение.
В августе начался второй этап, практические полёты. Для решения этой задачи были привлечены экипажи подполковников Цветкова и Шафоростова. Этот период обучения длился без малого год. И где-то мае-июне 1988 года индийские экипажи самостоятельно осуществили перелет домой. Не забыть, как один за другим по рулёжке медленно катились самолёты и везде, с каждого рабочего места руки в прощальном приветствии. За этот год переучивания у нас сложились теплые, порой дружеские отношения.
И, наконец, третий этап. Весной 1989 года была получена телеграмма с просьбой индийской стороны, прислать штурмана корабля и оператора-радиогидроакустика для показа некоторых специфических режимов работы поиска подводных лодок, которые в силу ряда объективных причин недостаточно полно были показаны при полётах у нас. На выполнение этой задачи были откомандированы подполковник Немолочнов и майор Ушаков. Надо отдать должное индийской стороне, были созданы довольно хорошие условия для обучения. Начиная с бытовых вопросов и кончая организацией выполнения противолодочных заданий. Но запрягли нас индусы основательно: первые недели две мы делали по пять 8-9 часовых маршрута за семь дней, экипаж каждый день новый, а мы всё те же, и это при температуре за 30 и высокой влажности. Но, зато какое уважение снискали у индусов! «Русский инструктор-Бог!» - говорил индийский командир эскадрильи. В результате, выполнив за 40 дней 19 маршрутов на ПЛЗ, нам, как представляется, удалось вывести экипажи на вполне приличный уровень боеспособности в противолодочном отношении.
С тех пор прошло без малого двадцать лет, как давно и как недавно это было. По последней информации индусы до сих пор хорошо отзываются о нашем добром, надёжном и верном ТУ-142МЭ!»

0

8

А повспоминаю-ка я, про индийскую эпопею. Апрель1987 - где-то июнь 1988, Скульте (под Ригой); первый этап, теоретическое переучивание месяца 3.
А потом полёты из Риги, перелёт в Симферополь и полёты оттуда и снова Рига.
И наконец с апреля по начала июня1989 полёты в Индии.

А для затравки вот такая ЭМБЛЕМА, которую с гордостью носит на лётных комбенизонах  л/с эскадрилии АЛЬБАТРОС.

0

9

А АЛЬБАТРОС, это уже ЭМБЛЕМА эскадрилии, которая нанесена на самолёты.[

На даче у меня небольшой музейчик, так вот там есть памятная такая эмблема, как-нибудь сфотографирую и представлю.

А пока фото на котором мой хороший товарищ, абориген индийский, инженер ПЛКшник божьей милостью, гарантийщик из Таганрога, знаток местных нравов и особенно рынка (шхер), наш СТАЛКЕР на первых порах, АЛЕКСАНДР НИГРАФОНТОВ, вошёл в образ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВОЕНЛЁТА ВВС ВМФ ИНДИИ!

Отредактировано vn.ushakov (2008-04-08 21:19:28)

0

10

В этот поезд на Индию, я еле успел в последний вагон.

Наши кадровики, а порой и  некоторые командиры, мягко выражаясь, недопонимали роли оператора гидроакустика на противолодочном самолёте.

Вот и в этом случае, ВЫСОЧАЙШИМ ПРИКАЗОМ был утверждён список лиц на переучивание индийских экипажей. Оператора РГП в нём не было. На мой вопрос, а кто же у вас будет учить эту категорию, последовал ответ, Инженер по ПЛК.
Вот это как раз  один из примеров того, о чём я говорю.
А между тем, ТАНДЕМ СТАРШИЙ ШТУРМАН – ОПЕРАТОР РГП РЕШАЮТ КОНЕЧНУЮ ЗАДАЧУ ПРОТИВОЛОДОЧНИКОВ!

И только п-к Карпусь, когда был назначен командовать группой, озаботился этим вопросом.
Я-то не то чтобы напрашивался туда, просто знал, что вся эта беда, ко мне же вернётся, но решать  тогда надо будет в пожарном порядке.
Да и не много тогда было страстно желающих  поучаствовать в этом ответственном, впервые свалившемся на нас деле.
Подполковник преподаватель из николаевского Центра, который когда-то этаким ГОГОЛЕМ переучивал нас, а теперь был первоначально определён в группу, собрался ложиться в госпиталь и списываться. А тут такое счастье, СУМАСШЕДШИЙ ДОБРОВОЛЕЦ. Он, разве что не целовал меня, при встрече в Николаеве.

И вот где-то в середине апреля 87-ого мы прилетели в Скулте. Прекрасный гарнизон, хвойный лес из мачтовых сосен. Что до Риги, что до Юрмалы минут 40 на рейсовом автобусе.
Не буду описывать многочисленные оргвопросы, которые надо было оперативно решать, но не все они были в нашей компетенции. Н.Н. Карпусь пригласил кого-нибудь из руководства.
Прилетел НШ Авиации КСФ. Очень видно осерчал, что оторвали от дел государевых. Сходу устроил разнос всем, и стрелял по любому кто поднимался со своими глупостями. Я тоже, помню был слегка контужен. Вообщем разговор получился. ТОТ ЕЩЁ.
Просто он сам не знал ответы на наши вопросы. И мы поняли, что выплывать надо будет самим, на свой страх и риск, в том числе нарушая его же категоричный, прямой как лом,  приказ.

А в свободный вечерок, увязался я как-то с николаевскими преподавателями (а на теоретическую часть на 90% были приглашены они), и один из них, сам латыш, родом из Риги, устроил нам замечательную экскурсию по Юрмале, с посещением таких, ну прямо-таки, невиданных, как на Диком Западе, подвальчиков, с дегустацией местных напитков и кухни.

И вот настал ДЕНЬ ПРИЛЁТА ИНДУСОВ!

Для них была подготовлена, только что построенная гостиница белокаменная. Тыловики расстарались, привезли-расстелили ковровые дорожки, в холлах ТВ цветные. Чистота стерильная. Мы зашли, глянули и возгордились МОГЁМ ВЕДЬ!
И ВОТ ОНИ, смотрим из своих окон из глубины комнаты, выходят из автобуса, некоторые в чалмах с крабами ВМФ.
Н,Н, как радушный хозяин встречает и ВСЁ СЛАВНО! ИДИЛИЯ!
Зашли они внутрь, а мы принялись обсуждать увиденное,

КОГДА ГЛЯДЬ-ПОГЛЯДЬ СПЕШИТ НАШ КОМАНДИР, ЕДВА НЕ ПЕРЕХОДЯ НА РЫСЦУ, НО ЛИЦО ДЕРЖИТ!
Забегает и сходу:
- У кого есть ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА?!
Вон оно что! Ну, дело житейское. Бывает. Переволновался Командир. И десяток рук протянуло ему бескорыстно свежую «Красную звезду».
Как раненый взвыл Командир:
- Да не мне! Им! НАСТОЯЩУЮ! В РУЛОНАХ!
Ей- богу мы даже возмутились! Да как они смеют? К ним всей душой, самое лучшее, а им вона чего подай!

Да ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА! ЭТО ЕСЛИ ТОЛЬКО В МОСКВЕ, ПОВЕЗЁТ НЕ- СЛЫХАННО, ТОГДА СКОЛЬКО В РУКИ ДАЮТ и СКОЛЬКО НА ШЕЮ, НА БЕЧЁВОЧКУ НАЛЕЗЕТ!  А по приезде домой лучший подарок, лучшим друзьям. Да на Новый год смышленная хозяйка для гостей отложит в дальний уголок.

А тут вот так сразу ОТКУДА ХОЧЕШЬ ВЫНЬ, А СЮДА ПОЛОЖЬ!
НУ, НАДО ЖЕ ГОСТЯМ, КАК-ТО ПОСКРОМНЕЕ СЕБЯ ВЕСТИ!
ЕЙ-БОГУ!

И пошёл угрюмо наш огорчённый Н.Н. в свой командирский номер и из-за  неприкрытой двери, было слышно как  [span style='color:red']SOS:
- СОСНА! СОСНА! СОЕДЕНИТЕ МЕНЯ С ПЕРВЫМ!
И то сказать в воздухе явно запахло МЕЖДУНАРОДНЫМ…………….., нет всё-таки скандалом, а ни тем, о чём некоторые подумали!
[/span]

Отредактировано vn.ushakov (2008-04-09 16:22:27)

0

11

Полковник Карпусь Николай Николаевич через семь лет после описываемых событии.
На 25-летии полка читает собственное стихотворение о истории полка.
В нём очень органично вплетены строки о реальных офицерах полка.
Передайте, кто имеет связь с Н.Н., что он был бы очень желанным гостем на Форуме

0

12

НО, ОДНАКО, ОБОШЛОСЬ!
Уж, каким образом, БОГ ВЕСТЬ.

А вскоре приступили и к обучению. К каждому преподавателю был приставлен переводчик. Их по такому случаю прислали огромное количество. Много было личностей преинтересных, белый свет повидавших.
Так, один, служил в Западном Берлине, и был обладателем  2-ой в СССР коллекции (не вспомню слово) знаков видов и родов войск ВС стран НАТО. Показывал по большому секрету, потом как, стоила она бешеные деньги. И посмотреть там было на что!
Мне с переводчиком повезло. Мы как-то сразу столковались. Капитан Вован из Саранска!
Большой любитель КОФЕ и ПИВА. Съездить в Ригу, попить КОФЭ, это для него был священный ритуал, примерно как чайная церемония у китайцев.
А пива мог выпить БЕЗМЕРНО!
Когда, спустя время, НШ Центра переучивания пошёл в отпуск, Н.Н просил Христом Богом заменить его. Ну, куда тут денешься!
Вот такой незафиксированный пик, был в моей службе!
Много чего оказалось под моим контролем. В частности, аж, 4 новеньких автобуса ПАЗика.
И ЗМЕЙ ВОВАН начал обхаживать меня! И добился-таки своего

СОВЕРШИЛ Я
ГРЕХОПАДЕНИЕ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ!

В субботу после окончания рабочего дня вызвал я автобус, оформил, как положено путёвку и пустились мы на поиски ПИВА! В Ригу!
Да вот так вот, Рижский бальзам, искать было не надо, а вот пиво бутылочное!
Э-э!  Надо было быть знатоком! И Вован таковым был!
Всего лишь с третьей попытке мы вышли на цель!
- Ну, что, ящичек?, - просветлённо смотрел он на меня.
Я дал добро и пошёл за рыбкой да колбаской.
Надо было видеть это незамутнённое счастье на его лике, когда он еле волоча парашютную сумку, выходил из магазина!
- слушай, там у неё сдачи не было, так я 26 взял, НИЧЕГО?!

Вы не поверите, но всё пошло, под незатейливую беседу, по назначению. Я после этого отошёл ко сну, благо сидели у меня в нумерах. А Вова, как потом доложил, пошёл пить КОФЭ.

Отвлёкся, извините.

А утро у меня частенько начиналось с ужасного крика:
- Я ВАМ ПРИКАЗЫВАЮ!!!
Я вскакивал и ничего не мог понять, и только после повторного аналогичного обращения, соображал, это за окном, прапорщик начальник столовой где питались индусы, взбадривал кухонный наряд на исполнение функциональных обязанностей.
Этот прапорщик мне в отцы годился, а эти пацаны только после таких, как предупредительный выстрел, обращений, начинали шевелиться.
Вона когда ещё назрели РЕФОРМЫ в ВС!

А вот у индусов! Невозможно представить, чтобы офицер повысил голос на младшего по иерархической лестнице.
Но мы чуть было нечаянно не порушили эту их идиллию во взаимоотношениях старших и младших.

Ну, а что здесь такого!
Идём мы после завтрака на занятия. Хорошо покормили. Теплынь. Благодать!  Есть ещё время, на неспешную сигарету.
А тут  за углом учебной базы, подальше от командирского ока, стоят какой-то сгрудившейся, напуганной кучкой индийские нижние чины. Они и вправду выглядят, как нижние, маленькие, щупленькие, с огромными глазами в которых вся скорбь колониального прошлого Индии.
Ну, и мы, понятно, марксисты-интернационалисты!
- Здорово РЕБЯТА!
И руку для пожатия,  как на плакате, про ДРУЖБУ НАРОДОВ!
Мне, кажется, если б этой рукой мы бы их ударяли, это было бы для них легче и, главное, естественнее и понятнее.
Они, бедные, впадали в предынфарктное состояние, а тут ещё;
- Закури-ка нашу!
Вообщем, как Ильич, самые человечные человеки!

Прознав про такие наши домогательства, индийский Командир, обратился с решительным протестом к Н Н.,
«НЕ РАЗЛАГАТЬ ЕГО МАТРОСОВ!»

С офицерами же отношения складывались в основном нормально.
Бывалые переводчики предупреждали, что индусов учить труднее прочих иностранцев.
В силу их особой дотошности и какой-то прямо-таки въедливости.
И действительно учились они ИСТОВО! Пока самый непонятливый не понял, вперёд дороги НЕТ! Поэтому задача сводилась к тому, чтобы наиболее сложные темы объяснить, самому смекалистому, а уж тот доведёт ВЫСОКУЮ МЫСЛЬ до остальных. При такой методе, нелишне проверить у последнего, как понял он. Порой получался «испорченный телефон». А последним всегда оказывался один и тот же. Ну, думаю, до чего ТУПОЙ!
Ан, нет! Потом в Индии, смотрю, он не летает и занимает какое- то особое положение в АЭ.
Кто бы это мог быть?  Как вы думаете?   

0

13

Виталий!
Трудности с пивом в Риге - это, мягко сказать,  не совсем правда. Не было у нас с этим продуктом особых проблем. К тому же, обслуживание в магазинах было моментальное. Очередь человек в 30 обслуживалась минут за 5 -7. Сдаешь тару и тут же покупаешь продукт. Переводчики обычно покупали пиво в бочке (100-200 л, какой-то колхоз варил) - это была настоящая брага. И результат соответствующий. Некоторая часть переводчиков этим продуктом злоупотребляла в весьма большой степени, а одному из них нравился одеколон. Такими особенностями отличались ссыльные ребята из центра обучения, который был где-то не очень близко от города Мары в пустыне. Большинство перводчиков у инженерно-технического состава овладевали терминологией по ходу обучения. Иногда выяснялось, что половину лекции переводчик говорил о чем-то о своем. Но к концу обучения все устоялось. Очень высокоподготовленной была первая троица переводчиков из Иваново. Перевод у них был по настоящему синхронным и они свободно владели авиационной терминологией. О коллекционере после окончания обучения была статья в "Красной звезде". Он, кстати говоря, служил некоторое время переводчиком в охране Гесса в Нюрнберге и как раз в то время, когда Гесса убили. Что касается оформления документов на автобус, то это входило в обязанности начальника штаба, а когда его не было  (по выходным дням, в основном), то путевку подписывал я. У тебя и у Лапшова, по-моему, было удостоверение старшего автомобиля. Иногда такое удостоверение делали для Шафоростова или ныне покойного Аюпова (когда всем очень хотелось). Для этих целей служили зашхеренные неучтенные "корочки удостоверения" на которых с легчайшим нажимом периодически записывалась и стирались фамилии очередных "старших".
Очень интересно было наблюдать, как изменяется со временем мнение индийцев о нашей стране и о нас тоже. Приятно было, что наших федотовских преподавателей они оценили очень высоко.

0

14

[
Кто бы это мог быть?  Как вы думаете?

Начфин!!!

0

15

Очень интересно было наблюдать, как изменяется со временем мнение индийцев о нашей стране и о нас тоже.

И какова была динамика ?...

0

16

[QUOTE=8202,April 9 2008, 23:40] Виталий!
Трудности с пивом в Риге - это, мягко сказать,  не совсем правда.

20 лет спустя, отдельные непринципиальные несовпадения, неизбежны.

Отредактировано vn.ushakov (2008-04-10 20:11:28)

0

17

[
Кто бы это мог быть?  Как вы думаете?

Начфин!!!

Ну, с чего бы ему здесь быть?

0

18

Ну как с чего??? А деньги делить кто будет???

0

19

ВОТ подумал, как бы ДОБРЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, не счёл:
- Вона чем они там занимались! ПИВО ХЛЕБАЛИ БЕЗ МЕРЫ!
Моя  матушка, добрейшей души человек, царствие ей небесное, с детства стращала:
-ОСУДЯТ!

А посему!

Заслышав в очередной раз:
- Я ВАМ ПРИКАЗЫВАЮ!
Я восставал от сна, время 5.30., засыпать поздно, тем более такое нецелованное  утро!
А пойду-ка  я его облобызаю!

Какой это КАЙФ, бежать прохладным, росным утром по песчаной дорожке векового соснового леса.
У меня не было природных склонностей к бегу, но я как-то сумел научится получать от этого наслаждение. Бегал на Кубе, в Индии, на Севере, в Николаеве и Крыму, при этом как вы, очевидно, поняли, суровым аскетом не был.
А УЖ В СКУЛТЕ! Вышел на уровень 20 км в приличном темпе (1 км-5минут в среднем) и ДНА НЕ БЫЛО!
А потом бултыхнуться в лесное озерцо.
А возвращаться   важно неспешно. Смотреть, слушать, наслаждаться!

Попробуйте, это никогда и ни где не поздно!

А хорошо быть ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ! Когда владеешь предметом и умеешь непринуждённо, импровизируя общаться с аудиторией. К взаимному удовлетворению!
И день рабочий до обеда.
А там отдохнул и  к вечерку в Ригу!

Просто прогуляться по средневековым переулкам Старой Риги, зайти в Домский собор и послушать всплывающий из глубин веков орган.

А какие гастроли там были!
Был ли кто-нибудь на спектаклях магнитогорского театра ЛЮДИ и КУКЛЫ?
А он в те времена котировался в Европе.
А вот Театр Комедии именно тогда, в Риге понёс сокрушительные потери, ПАПАНОВ и МИРОНОВ.

А когда деньжищи подходили к концу, (нам не помню уж сколько отвалили командировочных), длинные тёплые вечера занимал, опять-таки СПОРТ

Так состоялся, вызвавший большой ажиотаж, волейбольный матч СССР – ИНДИЯ!
Мы были, чуть мастеровитее и значительно старше, а индусы по-азиатски неубиенны,  пластались со звериной грацией и невероятной самоотверженностью!
Но мы просто не могли проиграть, ИБО! 
За нас неистово болела ПРЕКРАСНАЯ ДАМА с фирмы Туполева, а стало быть,
и МЫ ОЗВЕРЕЛИ, ЗАКУСИЛИ И ПОНЕСЛИ!
И БЫЛА ВИКТОРИЯ, НУ и извините за повторение, снова СЧАСТЬЕ!

(Вот не могу найти фото тех команд)

Но для того чтобы хорошо поиграть в волейбол надо собрать хотя бы 6-8 квалифицированных бойцов и при этом, как-то необидно, отшить неквалифицированных.

А вот в ТЕННИС!

А там был прекрасный грунтовый корт, который, говорят, строили в своё время для Командующего.

И вот там индийские аристократичные лётчики, изящно бились до самой ночи.
От наших был только николаевский полковник, в годах уже.
Но ЗНАМЯ СОВЕТСКОГО ТЕННИСА НЁС ВЫСОКО! Проигрывал только индийскому бортачу.

Вот он-то и начал меня приобщать,( теперь уж не вспомню, как звали). Очень признателен ему. Сколько потом, благодаря теннису, было интересных встреч. А уж в Индии!
Даже  Матвеич  в столице, думаю не играл с такими теннисными звёздами!

А в августе, когда теория закончилась и николаевские преподаватели благополучно убыли восвояси, я сошёлся с тем самым БОРТАЧОМ!
И бились мы на равных до счёта 4:4, а потом, что-то расстроился у меня приём. И только, проиграв мяча три подряд, я наконец обнаружил причину! Струны, которые и так уже были лохматые, порвались. Я был настолько зелёный, что даже не заметил этого.
До Паганини я ещё не дотягивал, а посему, не смотря на поддержку  ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ, проиграл.   
 

   



.

Отредактировано vn.ushakov (2008-04-11 22:33:00)

0

20

А это, забегая вперёд, Индия, собираемся на матч реванш.
У входа в наш отель. Что-то служивый расслабился. Не характерно.

0

21

Магнитогорский театр кукол Имени Буратино.... Неоднократно бывал. Он и сейчас существует... Правда давненько не заходл, хотя он в в 5 минутах ходьбы...

0

22


А между тем в Риге, начинались волнения. Шествия, митинги с открытыми антисоветскими выступлениями, с требованиями о выходе из состава СССР.
Всё это было впервые и в воздухе витало ощущение надвигающейся бури.
В дни этих акции в Риге, нам поступала команда «ДЕРЖАТЬ И НЕ ПУЩАТЬ ИНОСТРАНЦЕВ!». Не дай Бог, прознают, что в СССР не всё гладко. Кстати в обязанности преподавателей, насколько я помню, было вменено, перед занятиями, делать 5-ти минутный обзор новостей.
И  Н Н. приходилось придумывать какие-то, якобы необходимые мероприятия после окончания учёбы.
Мы-то закалённые ОРГПЕРИОДАМИ у себя дома, особо не роптали, а вот свободолюбивая ИНДИЯ порой ГРОМКО ВОЗМУЩАЛАСЬ!
В один из таких дней я опаздывал на спектакль ТЕАТРА ЛЮДИ И КУКЛЫ (но тогда там не было им. Буратино). У них в репертуаре были в частности философские сказки Шварца, по сценариям Григория Горина, и сюжет и постановка порой закручивались так, что уже и не разобрать где здесь люди, а где  куклы, где сказка, а где современные реалии.
А я опаздывал. А посему переодеваться не стал. Нам не рекомендовали появляться в Риге в форме.
Ну да мало ли, если нельзя, но……., значит можно! Вперёд! Тем более еду в окружной Дом офицеров. Можно сказать, К СЕБЕ.
Ну, и приехал! Теперь я знаю, как чувствует себя ненавистный ОККУПАНТ! Ледяное безмолвие, вакуум. Плевать не плевали, но этот прибалтийский холод, помню до сих пор.

Теоретическое обучение подходило к концу и завершалось экзаменами.
Мои бойцы – 8 человек  получили 8 пятёрок, в том числе и вечно последний, который по моим последующим индийским впечатлениям был человеком «из органов».
Н. Н. осудил столь поголовно высокую успеваемость, но мы жеж, по-честному!

И тут мои подопечные выдавили из своих рядов самого смелого и он, проникновенно глядя в глаза сказал:
- Ми хотим с Вами выпить!
МИ БЫЛИ, НЕ ПРОТИВ!
Какой, доложу я вам,  дивный,  душистый РОМ «СТАРЫЙ МОНАХ» был у индусов.
В музее на даче хранится такая бутылка, увы, пустая.

Я быстренько сгонял в отпуск.
А где- то к сентябрю прилетели экипажи Цветкова и Шафоростова и начался второй этап обучения ПОЛЁТЫ.

0

23

И полетели!

0

24

C момента своего основания театр был имени Буратино.. Впервые я его посетил, когда мне было года 4... И самые первые впичатления - в фойе сидел Буратино и рыбачил. Такая родственность душ. Для меня , одно время было интереснее смотреть на него, нежели сидеть на спектакле.
Ну да не в этом дело.
А что дальше то было?? :blink:

0

25


А что дальше?

Дальше начались полёты. Особенно запомнился первый. Сколько уж там нас набилось в переднюю кабину  и где на рабочих местах сидели индусы, а где наши, я теперь не вспомню.
Но очень даже помню тот ГВАЛТ, который учинили наши ученики по СПУ, такое впечатление, что каждый хотел ПЕРВЫМ доложить о готовности к ПЕРВОМУ ВЫЛЕТУ на лайнере ТУ-142МЭ (экспортный). И всё же не по нашему!
И тогда наш КОМАНДИР – ШАШКИ НАГОЛО!  ГРОЗНО и ВИРТУОЗНО, используя  МОГУЧИЙ И ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК, несколько в разрез с правилами дипломатического этикета, дал понять, что это не правильно.
ПЕРЕВОДА НЕ ПОТРЕБОВАЛОСЬ.

И полетели мы!

Мне-то при полётах в районе, только «УСИЛИТЬ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ!» (команда такая), и я её, вовсю усиливал, с удовольствием созерцая чудные виды Балтики. Ах, как бы в те времена были бы современные фотоаппараты, да не было жесточайших запретов на их использование в полётах!
А потом летали на наши стандартные б/м, м/м, т/м с последующими ПЛЗ. И вот тут выяснилось, что мои ОТЛИЧНИКИ ТЕОРЕТИКИ, до этого имевшие опыт работы на ИЛ-38, (палочка горизонтальная – палочка вертикальная, «ЦЕЛЬ НАБЛЮДАЮ!»), по простецки сказать НЕ ВРУБАЮТСЯ, с этим постоянно меняющимися дискретами. А я так скажу, тут нужен специальный склад ума и психики, Ведь не берут же подводники в гидроакустики любого «хорошего парня». У нас некоторые благополучно отслужив всю службу, так и не врубились.

А вот когда пришло время осваивать взлёт с максимальным весом, ВПП Рижского аэродрома оказалась коротковата. И полетели мы в Крым, в его столицу Симферополь, навстречу весне из промозглой Прибалтики. И БЫЛО ЭТО ХОРОШО!

Однако, в свободное время гостей надо чем- то развлекать. И Н.Н. купил на воскресенье турпоездку в Ялту, в Воронцовский дворец на комфортабельном автобусе. И уж как только не уговаривал наших, те стояли крепко на позиции «ЧЕГО МЫ ТАМ НЕ ВИДЕЛИ?».
В результате на полный автобус индусов оказалось 3-4 наших.
Ну до чего ж мы здорово съездил!.
И дворец-то нам показали неспешно, благо мёртвый сезон народа нет, а на обратной дороге заехали в ОТЕЛЬ ЯЛТА, интурист, там нога советского человека могла ступить только в одном случае, если принадлежала какому-нибудь крупному барыге. И в ресторане с невиданным  интерьером мы отобедали. Однако вино в стоимость тура не входило. Но добрейшие наши официанты (все как с роты почётного караула), за божескую мзду, в виде исключения, для наших гостей из Индии, по нашей просьбе выкатили замечательного крымского. Индусам понравилось, и теперь они заказали, понятно, что гостям отказать было нельзя. Таким образом обед прошёл на высоком уровне.
А в автобусе вспомнилось, СЕЙЧАС ЖЕ ПРОХОДИТ СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЙ ФКСТИВАЛЬ ИСКУССТВ! И возник резонный вопрос, а чегой-то он у нас не проходит?
- Индусы есть?
- Есть,   дружно грянули индусы
- Ну, так давайте НАШУ ИНДИЙСКУЮ!
Индусов уговаривать не надо! Тут же нашлись солисты, ударные инструменты и подтанцовка в проходе!

Ну и наши, хотя и были в явном меньшенстве, Авиацию Флота НЕ ОПОЗОРИЛИ! И  были на высоте! А уж когда и женщина гид-переводчик, прекратила исполнять служебные обязанности и как Родина-мать, призвала и примкнула к нашему трио, ансамбль сложился окончательно! При прощании она всё повторяла, что за 15 лет безупречной службы по этому ведомству НИКОГДА И НИЧЕГО ПОДОБНОГО С НЕЙ НЕ БЫЛО! И приглашала на следующий УИК-ЭНД на «продолжение банкета», обещая устроить льготный тариф.

Но банкет продолжился по прибытии. Ну, чего ехать за 30 вёрст киселя хлебать, а мы стояли на довольствии в столовой одного из авиагарнизонов! Внизу прекрасный супермаркет С ПИВОМ, КОЛБАСОЙ, РЫБОЙ, ну какого ещё ляда надо? И мы с Геной Лапшовым, моим младшим коллегой, сбили своих индийских коллег «с пути и панталыку», как певал В. Высоцкий.
Карпусь разогнал нас заполночь.
Утром в рядах ВВС ВМФ ИНДИИ потерь не было, но боеготовность была подорвана основательно.

0

26

В Каче небось??? Да... там знатная столовка для иностранных слушателей была... Бывал я там... будучи матросом в 1985 году, в наряде... Мы там прыгать учились..

0

27

А рабочее место у меня было С ВИДОМ НА МОРЕ!

0

28

Я просто боюсь ошибиться. Скажу в Каче, а вдруг в Саках? И уличат меня.
Но как бы там ни было, а после обеда обычно оставалось время и мы вместе с индусами шли осматривать гарнизон, очень, надо сказать чистенький и уютный. И, конечно же, заходим в местный ВОЕНТОРГ,  помните абривиатуру ГУТ МО, Главное управление торговли Минобороны. А я воспринимал её буквально, ГУТ! И  вот заходим, прекрасный ассортимент, тут ПРОД, а здесь ПРОМТОВАРЫ!  Причём есть рубашки мужские и туфли фирмы СКОРОХОД, добротные такие, продавщица оробела, а я дабы подбодрить бедную девушку, совершенно искренне начинаю нахваливать индусам, мол это вам ГУТ  МО! Такой богатый ассортимент, а вот это Знак качества! И недорого! Налетай не скупись!
И тут, мне запала в душу их реакция, обычно очень тактичные, никогда не высказывающие какой-то негатив в наш адрес, они как-то саркастически улыбнулись.
Эту улыбку я вспомнил и понял её смысл, когда мы прилетели в Индию.

А ещё.
Однажды, мы взлетев из Симферополя,  благополучно добрались до наших полигонов в Баренцевом море,  успешно там отработали и пошли восвояси. А ВСЕ ЭТИ СВОЯСИ напрочь закрыло! И мы метатались, Бог и штурмана, знают где! Наши традиционные запасные военные АС были для нас закрыты, потому как ИНОСТРАНЦЫ (шпионы) на борту! А у гражданских свои заботы, свои бы борта распихать! И теперь только Бог и командиры знают, как удалось добиться ДОБРО на посадку в Пулково, вот опять могу ошибиться.
И когда мы наконец сели, нас закатили в какой-то дальний, тёмный угол, естественно стремянки для нас не нашлось, и пригодился здесь технарский опыт покидания самолёта по тросовой лестнице.
А за бортом ноль с ветерком изрядным, а вылетали-то с весеннего Крыма налегке.
Индусы держались мужественно, но впадали в ступор, со всеми симптомами гипотермии.
Так наши с себя снимали шевретки и укрывали их. Наконец, спустя без малого час, подошёл автобус и нас повезли в Военно- морское училище, которое, уж не знаю, какими-то героическими усилиями, после полуночи очень даже прилично накормило более двух десятков с неба свалившихся мужиков.
А дальше отвезли в курсантский кубрик, где мы и отрубились.
С большим интересом смотрели утром гардемарины на Бог весть откуда взявшихся русских и не русских.

Пришло лето. Программа переучивания была благополучно завершена. Четыре экипажа получили допуск на самостоятельные полёты и засобирались домой. Вместе с нашими специалистами считали ИШРы на различные варианты перелёта. Одно время дебатировался вопрос о наших инструкторах на борту. Но в конце концов
«у советских собственная гордость!»,
А у индусов своя!
И они приняли решение перелетать самостоятельно.

И вот когда настал этот ДЕНЬ ПРОЩАНИЯ…

Один за другим, как в немом кино, как будто замедленно мимо катились самолёты и в каждом окне руки в прощальном взмахе.
ДО СВИДАНИЯ! ДО СВИДАНИЯ! ПРОЩАЙТЕ!
И ей- богу смахивали скупую мужскую слезу суровые военлёты.
Ведь много чего было. И для всех кто участвовал в этой эпопее она запомнится навсегда.
Да ещё герб эскадрильи АЛЬБАТРОС, который индусы в знак благодарности подарили нам. Я постараюсь сфотографировать и представить его. 

0

29

А переодически приглашали друг друга в гости.
Увы, чаще они. Что там говорить, они были значительно побогаче нас.
Вот это КОМЭСК КОМАНДЕР ПАНДЕЙ приглашает на свой юбилей.

"Летал на всём чего летало,
Что не летало, то сажал.
И вспомнить есть чего бывало,
И удивиться где бывал"

У него, действительно был богатейщий опыт лётчика, включая и боевые действия с Пакистаном, и аварийные посадки.

А однажды они пригласили нас на какой-то большой свой праздник.
Приготовили блюда национальной кухни и концерт, опять-таки из сугубо национальных номеров.

Ну, и надо было чем-то ответить. И я исполнил своих ПРОТИВОЛОДОЧНИКОВ
(фотоклип ПРОТИВОСТОЯНИЕ).
И Пандей, сделал лучший комплимент, сказав сокраментальное, позабытое, из детства:
- СПИШИ СЛОВА!
- А зачем?
- Переведём, гимном эскадрилии сделаем.

Так-то!


0

30

Да... Здорово!!!
А то, что индусы так скептически улыбались при виде наших товаров...
В 1975 году в магазине города Час, штат Бокаро, мне были куплены, после долгого выбора обуви сандали Магнитогорской обувной фабрики, котрые были выброшены в 1977 году по причине отсутсвия места в багаже, когда мы летели в Союз... Это был единственная пара обуви, которую я в Индии носил больше 4-х месяцев.

0


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Обучение индийских экипажей. 1989 г.