Авиабаза Кипелово. Форум земляков.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Экспедиция Шпаро


Экспедиция Шпаро

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Выдержка из статьи Комсомольской правды. Фото с борта Ту-142М (Архив Тарзалайнена Сергея Александровича).

Прямое попадание

Перелом «наверху» в отношении к экспедиции я почувствовал на своей шкуре: в один прекрасный день мне было сказано, что отныне несколько раз в день следует передавать точные координаты группы в главный штаб ВМФ и в штаб военно-морской авиации. Потом морские летчики и вовсе затребовали меня к себе на Скаковую аллею, долго расспрашивали о системе нашей радиосвязи и еще много о чем. «Вам это зачем?» - не понимал я. «Дана команда быть в постоянной готовности на предмет оказания помощи вашей экспедиции».

Много лет спустя подробности поведал бывший командующий военно-морской авиацией генерал-полковник Владимир Дейнека.

- 1979 год. Я - командир отдельного противолодочного авиационного полка дальнего действия авиации Северного флота. Базируюсь на Кольском полуострове. У меня четырехтурбинные самолеты Ту-142. В апреле меня вызвал командующий авиацией Северного флота генерал-лейтенант Ручков и поставил задачу: осуществить поиск полярной экспедиции, установить с лыжниками связь. «Фактом своего появления над ними ты окажешь ребятам моральную поддержку», - завершил генерал.

Прежде ни я, ни кто-нибудь другой в полку на полюс не летал. Из Москвы, из штаба, к нам прибыл главный штурман военно-морской авиации и прямо сказал: задание поступило со Старой площади, то есть из ЦК, так что оплошать мы ну никак не должны. Я решил идти сам, а ведомым определил экипаж майора Маракулина.

Первый полет состоялся 18 мая, мы его специально совместили с плановым парашютным сбросом, который осуществлял Ил-14 из Якутии. Полярные летчики на «Иле» вывели нас по радио в нужный район. А там солнце яркое слепит, гряды торосов, как шрамы, исполосовали океан, ничего за ними не рассмотреть. Тогда принимаю решение: Маракулина оставить наверху на высоте 1000 метров, а сам опускаюсь до 200 метров и начинаю поиск. Летчик с «Ила», когда меня увидел, обалдел совершенно: «Ты только близко не подходи, а то мою машину сдуешь, как пылинку». И вот я прохожу прямо над красной палаткой. Дима Шпаро мне потом рассказывал, что ребята перепугались. Такой огромный самолет над ними промчался, аж льды заколыхались. Мы переговорили по УКВ-связи с участниками экспедиции, спросили, что им сбросить, когда придем в следующий раз. «Нам ничего не нужно, - ответили лыжники. - Приятно, что вы над нами, большое вам спасибо за заботу». Спустя 10 часов 57 минут мы вернулись на аэродром.

Второй вылет состоялся через четыре дня, когда до полюса им оставалось чуть больше ста километров. Мы также находились в небе почти 11 часов: нашли лагерь, сбросили ребятам посылочку (контейнер лег прямо рядом с палаточкой - вот как сработал штурман Бессонов, отвечавший вообще-то за бомбометание), потом прошли по курсу экспедиции до полюса, чтобы посмотреть ледовую обстановку, вернулись и по радио рассказали ребятам о том, что видели.

Третий полет был уже на полюс, 31 мая, когда вы там находились.

- Из низких облаков вывалилась гигантская машина и прошла прямо над нашими головами. И прямо к нашим ногам упала посылка от вас, а в ней - бутылочка коньяка, которая пришлась весьма кстати.

- Мы тоже радовались - и за экспедицию, и потому что свою задачу выполнили. Непросто это было - найти микроскопическую точку в Арктике. Благодаря вам военная авиация отработала уникальную методику по поиску малоразмерных и нерадиолокационно-контрастных целей. А сам я больше на полюс никогда не летал.

...За те штучные полеты экипажи самолетов Ту-142 не были отмечены ни наградами, ни благодарностями. Все прошло в режиме большой секретности. Но Дейнека быстро пошел в гору и уже вскоре стал командовать военно-морской авиацией Советского Союза.

Отредактировано edge (2006-09-29 12:27:40)

0

2

На обороте этой фотографии написано фломастером:
Высокоширотная полярная экспедиция "Комсомольская правда". 22 мая 1979 года. Ш 88 гр 33', Д 161 гр 00'. Северный полюс. Экипаж летчика-снайпера полковника Дейнека В.Г.

Отредактировано edge (2006-09-26 20:22:12)

0

3

ВОТ ОНА, МАКУШКА ЗЕМЛИ!
Экипаж Командира полка полковника Дейнека подтверждает, что экспедиция Шпаро водрузила
СОВЕТСКИЙ ФЛАГ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ!
1979 год.
(архив п/п-ка Белякова В. А.)

0


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Экспедиция Шпаро