Авиабаза Кипелово. Форум земляков.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » Матчасть. » Мемуар - корма Ту-95РЦ


Мемуар - корма Ту-95РЦ

Сообщений 1 страница 22 из 22

1

Опус был написан с год назад по просьбе военно-исторической общественности и опубликован на форуме "Авиабаза".

Продолжение никак не допишу... :rolleyes:

В кормовой кабине Ту-95РЦ находились рабочие места двух членов экипажа:
1. Командир огневых установок
2. Оператор радиоразведки (РР или в обиходе «оператор Вишня» или просто «Вишня»)

Расположение мест – на двух уровнях, вход через люк, открывающийся вниз-вперед. Над люком, как бы на втором этаже – рабочее место КОУ; прямо по ходу движения влезающего через люк – место оператора. Оба сидения расположены спиной к направлению полета, операторское крепится к полу кабины, сидение КОУ к бортам кабины, стрелок как бы висит в воздухе на высоте примерно 1,5м от уровня люка или пола. Сидение может перемещаться на рельсах в горизонтальной плоскости, сидение оператора перемещается влево-вправо и вокруг оси (для удобства работы с прицельными станциями).

Кабина как бы разделяется на две части бронешпангоутом с закрепленной на нем аппаратурой. С места оператора на уровне несколько выше глаз можно видеть чашку сидения КОУ, частично его попенгаген и парашют.

В отсеке КОУ расположены прицельные станции, включая радиолокационную и минимум оборудования для поддержания жизнеобеспечения. Со своего места КОУ может управлять кормовой, верхней и нижней турелями по отдельности или группой.

В отсеке оператора находится станция РР «Вишня», иногда станция «Печора», две прицельные станции в каждом блистере, управление системами герметизации, обогрева, магнитофон (проволочный) «Лира», сумка с переносным бортовым прожектором, сумка с фотоаппаратом (забыл марку – размером с маленький телевизор, двумя «максимовскими» рукоятками и кольцевым прицелом). Ну и соответственно – масса разных пультов, кнопок, коробочек, вентилей, кронштейнов и т.д.

Борта и потолок кабины покрыты зеленой тканью типа лавсана, под ней теплоизоляция. Пол у оператора и люк – тонким войлоком.

Эргономика кабин – отвратительная, такое чувство, что многочисленные штучки-дрючки рассовывали абы как – сидишь в переплетении труб, шлангов, кабелей – все наружу, ничего практически никакой обшивкой не прикрыто. Несколько угнетает и утомляет.
Операторы особо благодарили конструкторов за две вещи – 1)тангенту (педаль) СПУ, расположенную прямо под правой ступней (при работе связного оборудования на основном канале тангента служила для выхода в эфир, а не для связи внутри самолета, так что операторов нередко «пороли» за оглашение окрестностей песнями, мнениями об окружающем мире и призывами вроде «инженер, дайте тепла в корму» - человек нечаянно зажимал педальку и в эфир шло все, что он говорил)
…и 2) – кронштейн с кабелями, укрепленный над спинкой (без заголовника) и целящийся прямо в мозжечок сидящего. Я его называл «куп де грас» - при аварийном касании земли ты тюкаешься темечком в острый угол кронштейна и избавляешься от дальнейших мучений.

Все вышесказанное заставляло вырабатывать определенные позы безопасности, особенно при разбеге и посадке – левая нога вытянута и упирается в порожек шпангоута, правая согнута, поднята или отведена в сторону и тоже во что-нибудь упирается, голова склонена влево, руками держишься за трубы подачи воздуха.
Толчки, удары и тряска на взлете/посадке а иногда и при попадании в турбулентность были весьма ощутимы.

Самое приятное в кабине оператора – два огромных блистера, каплеобразных, точных габаритов не помню – в длину метра 2, в высоту 1. Сидя на рабочем месте операторы, оказываешься как бы в аквариуме – есть пол и потолок, а стены стеклянные. Обзор – супер, включая вниз, под самолет. Такое чувство полета – дух захватывает. Многие члены экипажа завидовали нашим возможностям обозревать все вокруг.

Еще приятное – малочисленность населения и приличная дистанция от ближайшего командира. Можно и покурить свободно и расслабиться. Курение: первый захотевший начинает – оператор просовывает в щель с левой стороны между спинкой сидения, парашютом и бедром КОУ руку с зажатой сигаретой и интенсивно тыкает стрелка. Проснувшись, тот хлопает оператора по руке – «понял». Или КОУ просовывает в ту же дырку свою руку и энергично старается привлечь внимание оператора. Оба закрывают или проверяют закрытие своих кислородных приборов и закуривают. Покурили, помахали-потыкали руками, летят дальше.
Если кто-то некурящий, сигнализация та же, некурящие правда иногда не перекрывали кислород, а наоборот – одевали маску, чтобы не чувствовать дыма.
О расслаблении: у КОУ в полете обязанностей минимум – закрыть и загерметизировать люк, зачитывать «карты», наблюдать за воздушной обстановкой, докладывать периодически командиру, что в корме все спокойно (иногда даже не удосужившись проверить, на месте ли оператор). При перехвате иноземными самолетами или при облете кораблей для КОУ придумали забаву – карандашиком зарисовывать вражеские аппараты и  всякие на них обозначения. Большую часть полета проводили или в спячке или в болтании ногами. Иногда от скуки сползали со своего насеста, усаживались на люк перед оператором и пытались вести беседы или устраивали обеды.
Самая ценная их функция – промаячить «Вишне», погруженному в прослушивание эфира (и отключившемуся от экипажа), что его хочет командир, штурман, оператор РТР или бортинженер.
Часто стрелки упрашивали командиров и бортинженеров разрешить по-полной развлечься с вверенным им хозяйством – повертеть пушками, поработать с радиолокационным прицелом (не помню обозначения, похож на милицейский радар).

Оператор же как правило был загружен весьма сильно, за исключением полетов на ЦУ (целеуказание), проходившие далеко на севере, куда не могли забраться вражьи стаи или корабли и, соответственно, некого было разведывать.

После  нормального полета на БС (до 17,5 часов, 16 ч – в среднем) руки висели как плети, глаза – как у рака, в ушах – пробки. Станция «Вишня» располагалась перед лицом оператора, крепилась к потолку и шпангоуту. Для работы с ней приходилось задирать голову и держать руки в позе богомола. Рекомендую желающим – подержать согнутые в локтях и поднятые вверх перед собой руки. Через 5-10 минут они просто падают.
Можно опереться локтями на идущие справа/слева трубы, но тогда пальцы не достают до всех рычажков, да и локти соскальзывают. Опытные операторы таскали с собой ремень матерчатый (обычно от летнего комбеза), привязывали его к трубам, устраивая люльку для локтей.
Глаза через полчаса работы со станцией автоматически начинали бегать вслед за засветками на экране, громкость приходилось постоянно увеличивать – ну, понятно, ухо привыкает к уровню звука и требует его увеличения. К концу полета громкость вывернута на полную, руками вжимаешь лопухи шлемофона в уши.

Было и свободное время – вне зоны действия врагов – это 1,5-2 часа от взлета до выхода в западную часть Баренцева моря, часто 1,5-2 часа в северной Атлантике, вне зоны действия АВАКСов, и время на возврате от Кольского п-ова домой.
Сидя спать оператору нереально – спинка и чашка с парашютом стыкуются под 90 градусов. Чаще делали так: сворачивали спасжилет и запихивали его в один блистер, сидение сдвигали к противоположенному блистеру, в образовавшуюся щель совали портфель, сумку от маски, фотоаппарат; зад размещали на сидении, пристегивались, голову – в один блистер, на жилет, ноги – во второй блистер. Вот так заклинивались поперек кабины и спали.

Перед полетом каждому члену экипажа выдавали 1 (один) «писсуар» - железная штука типа термоса с якобы герметичной крышкой, объемом в 1 литр. Заполнялся вручную, путем поднесения к соответствующему органу, обычно стоя. Исходя из рекомендаций медиков пить больше жидкости при продолжительных полетах на больших высотах, емкость должна была быть раза в 3 больше. Но…увы! Поэтому старались пить поменьше, как результат – у всех начинались проблемы с зубами и костями.ъ

Для более серьезных дел на кормовую кабину выделялся один сосуд типа «кастрюля», резиновой мембраной и герметичной крышкой. Чесслово, ни разу не использовал – одного вида агрегата и представления себя со стороны (хотя видеть могли разве что пилоты каких Ф-15) хватало для тотального закрепления позывов.
Но один раз наши из передней кабины сожрали что-то и получили расстройство, так что командиру надоело обонять и разглядывать экипаж, он снизил самолет до 2000 м, приказал разгерметизировать, открыть входной люк, выгнал болезных в нишу переднего шасси, приказал закрыть и не выпускал, пока не прокакались и не выплеснули переполненные горшки на створки.

О стрельбах: кормовая установка снаряжалась снарядами ПИКС – инфракрасные ловушки, а верхняя и нижняя – ПРЛС – противорадиолокационными. И те и другие не предполагали стрельбу по цели – ПИКСы пускались веером в случае необходимости, а ПРЛС выстреливались по специальным меткам, нанесенным на блистеры ВСР (воздушный стрелок-радист, место в передней кабине, куполообразный блистер) и «Вишни». Красной краской, по дуге вправо на стекло наносились 4 круглые отметки с цифрами, прицельные станции наводились на эти отметки и по каждой давалась очередь. На дальности 2000 м снаряды взрывались, выбрасывая металлическую мишуру, которая образовывала облако.

Т.к. теоретически могла возникнуть ситуация появления врага, почему-то не завалившего нас, на удалении менее 2000 м от самолета (вдруг на таран собрался?), то и не имеющий фугасного или бронебойного действия ПРЛС мог сделать в нем дырку,  поэтому иногда проводились стрельбы по целям, но наземным.  На берегу моря в полосе стандартного маршрута выхода на БС или ЦУ были сложены какие-то бревенчатые конструкции, вот по ним и отрабатывали, пока мой начальник (службы РР полка) не перепутал конструкции с казармами пограничников. Те были удивлены.

Но обычно стрельбы производились во время любого полета на БС или ЦУ – по всем правилам расстреливали воздух, заодно избавляясь от лежалого б/к. Боекомплект присутствовал на борту постоянно, но реально заряжались пушки только машин, находящихся на боевом дежурстве. Остальные летали с б/к, но с лентами, не поданными в приемник (приемник еще и закрывался металлической заслонкой – «флажком».     

0

2

Cлавный был фотик, а назывался он РА 38. Я им как то пользовался из "форточки " РГП шника когда на Вр летали на Маряту... Подошедшие норвеги как то боязливо голядывались...

0

3

Вообще есть мнение о самолетах КБ Туполева, что когда там разрабатывают новый аппарат, то сначала рисуют самолет , а потом пририсовывают туда экипаж. Чем он и отличается от самолетов КБ Ильюшина, там все наоборот...

0

4

Точно! И такое же мнение о мясищевских машинах. Я летал на объекты с Ил-38 - это ж песня после Ту-95-го

0

5

Smertch, пожалуйста, пишите продолжение вашего опуса. Он мне был очень очень важный. Я пишу книгу о ТУ-95, особенно о варианте РЦ и никто никогда не написал ничего о положение внутри этого самолёта. Я уже переводил ваш опус до английского и тоже смогу перевести вторая часть. Если вы хотите, мне можно переслать вам этот перевод на английском. Мой email: kurchatov324@hotmail.com.

0

6

Оператор Вишни... Станция РР "Вишня" - каковы ее функции? Это РЛС?

0

7

Какие функции??? Радиоразведка...

0

8

Я тоже догадался. А поподробнее...

0

9

По моему ПРМ, они же только переговоры слушали и записывали
типа РЛС был у оператора РТР не помню Ромб или Квадрат, те кроме частоты давали еще и пеленг, а мы на Успехе уже видели засветку.
Вишни по переговорам должны были определить, кто работает, а у РТР был перечень частот оборудования, они могли и тип судна определить.

0

10

Алексей, я не специалист, а очень интересующийся темой. Можно популярно пояснить, в т.ч. сокращения?

0

11

Оператор Вишни... Станция РР "Вишня" - каковы ее функции? Это РЛС?

"Вишня" - станция радиоразведки, РР. РТР - радиотехническая разведка.

Идет пара, к примеру, "за угол". У тебя таблицы позывных (а лучше - в памяти) береговых станций наведения, АВАКСов, заправщиков, истребителей и прочего. А так же частоты, на которых работают вышеназванные объекты.
Станция постоянно включена и эфир просматривается - вдруг чисто случайно туда, где не ждали приплыл авианосец и устроил засаду :rolleyes:  Или "Марьята" открытым текстом заголосит. Или еще что.
А так - при подходе к району, где возможен перехват, садишься поудобнее, переключаешься в диапазон, в котором работает какой-нить Трондхейм, и наблюдаешь.
Вырастает на экране палка-засветка, быстро крутишь верньер, точно настраиваешься на частоту и начинаешь подслушивать переговоры горячих скандинавских парней. Береговая станция ведет наведение пары Ф-16х, дает им указания. Как только ты определил, что идет наведение, отключаешься от станции, докладываешь командиру: "командир, идет наведение пары истребителей". Командир делает суровое лицо, приказывает экипажу насторожиться, быть начеку и приготовить табельное оружие к бою, а документы к сожжению на предмет захвата нашего лайнера :rolleyes:

Станция выводит истребители на определенное удаление от нас, пока бортовые радары не захватывают цель. Тут поток информации меняется - больше докладов идет от пилотов - типа, цель на удалении 30, 20. 10 км. Ты все время должен докладывать удаление до истребителей командиру. Впрочем, за недоклад никого после посадки особисты из кабины не выволакивали на предмет пройтись к леску для получение заслуженной кары.
Зная дальность действия вооружения истребителей, можешь прикинуть, на какой дистанции они могут уже таки стрелять. Короче, услышав "цель вижу, Джонни, прикрой, атакую" ты должен реветь в СПУ благим матом.
КК начинает проводить противозенитный маневр, РТР ставить помехи, КОУ, ВСР и РР пулять во все стороны ПИКСами и ПРЛСами из пушек, сбрасывать пассивные постановщики помех, остальные собирать чемоданы и подтягиваться к выходу.

Ну, это, слава Богу, в теории, на практике просто фиксируешь информацию, записывая свои устные доклады на "Лиру" вместе с перехваченными переговорами и делая пометки в бортжурнале. Одновременно с тобой работает РТР - отслеживает работу РЛС, с такими же докладами КК. Если взаимодействие РР и РТР в экипаже отлажено, можно вызвать одному другого, переключиться на другой канал СПУ и обменяться информацией. У РТР дальность действия станции больше, поэтому он може информировать "Вишню" о работе береговой РЛС. Хотя бывало и наоборот - РТР зевнул или с прохождением волн что-то нетрадиционное случилось и РР видит и слышит цель раньше РТР. Лучше приватно в таком случае известить РТР, иначе твой доклад вызовет гневный рык КК и нахлобучку РТРу, с последующими косыми взглядами оного в твою сторону.

Переодически теребишь штурмана на предмет получения места, для фиксации в бортжурнале. Чаще штурмана просили не беспокоить частыми обращениями, а дать список нужных времен на земле перед докладом в штабе.

Подключается КОУ, когда визуально засекает подходящие истребители. Докладывает о их маневрах, рисует в тетрадке каракули, просит КК дать разрешение пугануть супостата. При близком подходе истребителя можешь вылезти в блистер, поразвлекаться маханием рук. показыванием языка. Легче всего было, когда наведение шло с применением шифровальной техники, по-моему "скрамблер" называется, в просторечии "мясорубка". Т.е. передача идет на разных частотах, методом непредсказуемого перескакивания с одной на другую. Не имея возможности расшифровать, достаточно было только поймать передачу, чтобы понять - идет наведение. Расслабиться и перекурить.

Вот примерно такая работа.

0

12

Спасибо громадное за столь подробный и захватывающий рассказ. Удивлен, что что-то можно было перехватить, а ЗАС?...

А приходилось с вероятным противником общаться в эфире?

Отредактировано edge (2007-11-30 19:56:41)

0

13

Спасибо громадное за столь подробный и захватывающий рассказ. Удивлен, что что-то можно было перехватить, а ЗАС?...

А приходилось с вероятным противником общаться в эфире?

Дима, а в чем собственно проблема? Из описания я понял, что станция РР, представляла собой сканирующий приемник, с встроенным анализатором спектра, не такая уж и экзотическая игрушка даже в семидесятые годы. Сейчас такая в большинстве случаев, в исполнении умещается на ладони. Проблема лишь в антенне, её величина зависит от сканируемого диапазона. А вот насчет общения в эфире - вопрос. Потому как надо было и передатчик иметь, того диапазона на котором балакал супостат, а это немного затруднительней просто приемника. Наш авиац диапазон  100-140 МГц.

smertch - просто рулезный рассказ!  :clap:

Отредактировано Костя (2007-11-30 20:56:48)

0

14

Костя, для меня вопрос именно в использовании засекречивающей аппаратуре связи - разве переговоры не шифровались?

0

15

Как правило только тесты... Но и переговоры тоже... Только на других девайсах...

Отредактировано Шрайк (2007-12-01 21:48:03)

0

16

Костя, для меня вопрос именно в использовании засекречивающей аппаратуре связи - разве переговоры не шифровались?

  Неа... Закрытые каналы связи предназначены для передачи секретных сведений. А что секретного в сведениях: ... Первый первый, я третий, отворот вправо... В повседневной боевой учебе ни-че-го... :)
У нас с РП никто и не додумался бы работать ЗАСом в районе аэродрома :D, ну а для вероятного противника  какая никакая инфа об интенсивности полетов :)

А для перехвата ЗАС насколько я знаю, существовали (не знаю существуют ли сейчас) совсем другие части.

0

17

Дима, насколько я понимаю на ЗАСе в экипаже Ту-95РЦ был так называемый оператор СБД (обычно это были морячки), я точно не знаю, как у них аппаратура работала, но что-то типа телетайпа. Они летали только на БС, на тренировочные в р-не АС их не брали, на Кубу и в Анголу летали прапора.
Переговоры с супостатами были в принципе не возможны, т.к., если бы даже технически это и было бы осуществимо, экипажу потом мало бы не показалось.

0

18

Дима, насколько я понимаю на ЗАСе в экипаже Ту-95РЦ был так называемый оператор СБД (обычно это были морячки), я точно не знаю, как у них аппаратура работала, но что-то типа телетайпа.

  Естественно была и есть! А как же! Но к аппаратуре перехвата радиопереговоров, эти девайсы никаким боком не стояли. :)

0

19

Спасибо громадное за столь подробный и захватывающий рассказ. Удивлен, что что-то можно было перехватить, а ЗАС?...

А приходилось с вероятным противником общаться в эфире?

С применением ЗАС у супостата работал только Кефлавик, ЕМНИП. Наводил Ф-15. Плохо знаю техническую сторону дела, но дусаю, что ЗАСовская аппаратура посложнее и потяжелее простой авиационной радиостанции будет. А Ф-15 - штука большая, наверное, место было.
А потом - какой смысл шифровать? Если шифровать - то вообще все переговоры в районе, включая корабли и т.д. Чтоб мы не догадались, кто там болтает - катер охраны рейда или пара истребителей. А район - ого-го. На деле получалось: выявив работу единственной использующей ЗАС станции, мы с полпинка определяли, что это наведение ПВО. Почему? Поясняю: радиоразведка - это не только "Вишни" на Ту-95. Но и на земле и на кораблях. Плюс части ОСНАЗ с их аппаратурой - те вообще в планетном масштабе эфир прослушивали. Плюс аналитический центр штаба флота, ВМФ и генштаба. Первые перехваты без предварительного вербального наведения - шок. Подлетели молча и перехватили. А что предшествовало такому перехвату? Ну и далее - логика, аналитика. В конце концов выясняется - перехват идет на частотах таких-то с применением ЗАС.

Такой же методикой выявляются позывные, языковые ньюансы переговоров - сокращения, условные слова. Долгая и кропотливая работа. Так что прослушивали мы эфир не с чистого листа начиная, информация по нашим ньюансам о ТВД доводилась.

А тем временем на другом полушарии челы ломали голову, что русские имеют ввиду под "дайте прибой, прибой..." :D

0

20

Насчет переговоров: возможны. Мы с радистами сверяли рабочие частоты их и наши.
В связи с волновавших многим вопросом: а что делать, если вблизи Гренландии движки откажут и т.п. Бултыхаться в водичке, пока наши большие звезды оценят ситуацию и отправят какой-нить кораблик или Ил-38? Или поорать СОС на вражеских частотах?
И в связи с вопросом забивания эфира в случае необходимости. Не все частоты, но совпадали. Примерные ответы ВСРов - "дай мне частоту в таком и таком диапазоне, я настроюсь в случае необходимости, ты выйдешь в эфир".
Просто болтать? О чем? Зачем? Это ж не кино "Случай в квадрате..."

0

21

Олег, спасибо за подробности. Ваша информация значительно расширяет кругозор по задачам, решаемым ОДРАП. Спасибо!

0

22

Олег, спасибо за подробности. Ваша информация значительно расширяет кругозор по задачам, решаемым ОДРАП. Спасибо!

В ОДРАПе был еще пост РР - в здании учебной базы. Выделялся дежурный, но наряд не засчитывался за "взрослый", т.к. не каждый день выделяли людей - нет лишних, нет наряда. Сидели с 18.00 до теоритически 24.00 но обычно смывались раньше. И с 9.00 до конца рабочего дня. Несли дежурство в рабочей одежде, т.е. летной. Ловили в основном СБУ и переговоры летательных аппаратов, следующих по маршруту, с землей, точнее с диспетчерами военно-воздушных путей сообщения. В основном - транспортники, реже ДРЛО и ПЛО. Ловили и Манилу, и Ки-Уест, и Вознесение. Прикольно слушать было - за окошком -30, а какая-то "большая бронза", транспортируясь из Флориды в Норвегию, просит пилотов узнать у земли, есть ли в тамошней летной столовой свежие ананасы и солярий в гостинице   :D

0


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » Матчасть. » Мемуар - корма Ту-95РЦ