Авиабаза Кипелово. Форум земляков.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Пролетая над Фолклендами


Пролетая над Фолклендами

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

26.01.2008
Пролетая над Фолклендами
Олег ДЗЮБА, специально для «Совершенно секретно»
Источник Moravia.ru

Дело было у острова Святой Елены. Британский авианосец «Гермес» получал топливо с корабля сопровождения. Английская эскадра следовала в сторону Аргентины к Фолклендским островам. (Фолкленды с 1833 года являются владением Великобритании. Но Аргентина тоже предъявляла права на эту территорию. И в апреле 1982 года их спор вылился в крупномасштабные военные действия. – Ред.) За английской эскадрой следил с небес советский авиаразведчик. А как поется в известной песне, сверху видно все: в объектив попадают любые подробности конструкции и вооружения. Впридачу к фотосъемке ведется и радиотехническое слежение, при котором все, что излучают корабли в эфир, прослушивается, записывается, расшифровывается и анализируется.

«Гермес» в иллюминаторе

– До сих пор интересно, попадали эти сведения от нас к аргентинцам? – вспоминает полковник Георгий Бульбенков. – Ведь Великобритания считалась вероятным противником, а с Аргентиной нам воевать вряд ли бы пришлось... Мы британцев по Южной Атлантике от Бискайского залива вели, как только их армада на Фолкленды пошла. Летали из Анголы и прослеживали весь путь. Вроде обыкновенный сухогруз идет, с уровня волн ничего не разобрать, а мы отчетливо видим, что палуба истребителями-бомбардировщиками «Харриер» заставлена. Они по бокам грузы разместили, прикрыв свои самолеты, а на носу площадку оборудовали. Всего-то и дел – откатить на нее самолет! «Харриеры» ведь вертикального взлета, им разгоняться не нужно…
В наше относительно спокойное время военное столкновение Великобритании и Аргентины из-за далекого Фолклендского архипелага в 1982 году подзабыто, а тогда война из-за горсточки забытых богом островков взбудоражила весь мир. В сверхсекретное авиационное подразделение Северного флота, базировавшееся в поселке Федотово близ Вологды, поступили задания на рейды над пустынными акваториями Южной Атлантики.
Мой собеседник возглавлял разведку одного из «федотовских» авиаполков, а позднее служил на той же должности в созданной там же авиадивизии. Британскую армаду ему пришлось и провожать, и встречать. Когда корабли шли к будущей зоне океанских сражений, нужно было выяснить, какое оружие имеется у них на борту, нет ли атомного. Потом, когда они двинулись назад, снова пришлось рассматривать упомянутый «Гермес», поскольку поступали сообщения, что в авианосец угодили аргентинские ракеты и возможен затяжной ремонт.
– В одном из полетов командир экипажа говорит: «Как бы не сшибли нас! В такой гнилой угол Атлантики забрались, никто не отыщет, связи нет, а океан все проглотит!» – рассказывает полковник Бульбенков, перебирая фотографии. – Я отвечаю – мы же разведчики, давай поближе… Казалось, какая нам разница, потрепали аргентинцы «Гермес» или нет, но авианосец это носитель ядерного резерва. Один он не ходит, обычно с ним в океане целая АМГ, авианосно-многоцелевая группа. Перед авианосцем разведывательный корабль выдвигали, чтобы он самолет отыскал. Но мы их всегда находили раньше, чем они нас. Бывало, едва не на бреющем полете шли, чтобы под зону слежения локатора «поднырнуть»...
А с «Гермесом» интересно получилось. Великобритания продала его Индии, и авианосец под другим названием теперь участвует в учениях вместе с нашими кораблями.

0

2

продолжение..

Спасая К-219
Морские авиаторы появились под Вологдой сорок один год назад. Но история аэродрома началась двумя годами раньше, когда на Кольском полуострове в согласии с директивой Главного штаба ВМФ приступили к формированию Отдельного разведывательного дальнего авиационного полка. Расположился он в Североморске, потом командование решило перебазировать его в Вологодскую область. Новорожденный поселок сначала именовался Кипелово, по названию ближайшей железнодорожной станции. А нынешнее имя получил в 1966 году после гибели в авиакатастрофе первого командира полка Александра Федотова.
После отставки Хрущева полк стремительно расправлял крылья. Никита Сергеевич не очень-то жаловал ВМФ, делал ставку на ракеты. С его уходом советский военно-морской флот вновь начал бороздить океаны, в которых прежде сновали в основном американцы да англичане. Новые задачи потребовали новых разведданных. Дальних плаваний не могло быть без дальних полетов. Первый выполнили 6 декабря 1965 года подполковники Гладков и Никонов. Домой они вернулись через 17 часов 38 минут. А рекорд полка установил экипаж Данилы Флегонтова. С дозаправкой они провели в воздухе 22 часа.
На одном из снимков, сохранившихся у Бульбенкова, к Ту-95 почти вплотную приник норвежский самолет.
– Не хотелось натовцам нас в Атлантику пропускать, – комментирует он. – Над проливом между Исландией и Фарерами F-15 просто крылья нашим самолетам стригли. Норвежцы тоже лихачить любили. Летчики – парни молодые, как им характер не показать! Бывало, от их крыла до нашего всего-то метров двадцать оставалось.
«Холодная война» не признавала расстояний. На первых атомных субмаринах НАТО стояли ракеты «Поларис» дальностью 4–6 тысяч километров, тогда подлодки надо было искать в относительно ближних водах. Потом появились ракеты «Посейдон», с большей дальностью, и полеты стали «подлинней». Наконец, американцы вооружились «Трайдентами», тогда пришел черед взлетать на задания с Кубы. Ракеты могли взлететь из любого моря, так что приходилось присматривать за всеми подозрительными квадратами. Никто из летчиков до назначения в Федотово и не представлял, в скольких странах побывать доведется.
На Кубе пришлось приземляться и в мрачный для нашего подводного флота день катастрофы ядерной субмарины К-219. Снимок в архиве Бульбенкова сохранил облик аварийной подлодки за тринадцать часов до того мгновения, как она скрылась под волнами, унося в пучину парня из городка Красавино Вологодской области Сергея Преминина. К той секунде, когда в высоте сработал затвор фотокамеры, Преминин уже заглушил реактор, спасая экипаж от гибели, но сам навсегда остался в реакторном отсеке. Позднее ему было присвоено звание Героя России.

В том полете участвовало четыре экипажа. Разведчики отыскали К-219, а два противолодочных самолета сбросили ее экипажу контейнеры с необходимым для выживания грузом. Летели из Федотова с посадкой на Кольском полуострове, но домой дотянуть уже не могли и пошли на посадку в Гаване.
Бывали и над Индийским океаном, где приводнялись после испытаний прототипы многоразового космического корабля «Буран». Планеры, по парению которых изучали поведение будущих челноков при реальных посадках, садились в тропических водах. Их отыскивали с воздуха и передавали координаты спасательным судам.
Ледовая разведка в Арктике тоже не обходилась без летчиков из Федотова. В июле 1978 года два экипажа дежурили над Северным Ледовитым океаном, обеспечивая знаменитой экспедиции Дмитрия Шпаро успех в достижении полюса.

0

3

«Медведи» против «Орлов»

За время существования части противолодочники обнаружили 149 чужих субмарин. Но вот пришли другие времена. В небе, на суше и в морях стало потише. Разведывательный полк перебросили в Псковскую область, а после тридцатилетия части вообще расформировали. В 1994 году расформированы были и 35-я противолодочная авиационная дивизия, и 135-й противолодочный полк, тоже дислоцировавшиеся в Федотове.
Поселок, считавшийся в эпоху дефицита едва ли не единственным оазисом благополучия в Вологодской области, поник. Для уволенных в запас офицеров было удачей найти работу в кочегарке. Оставшиеся в Федотове вспоминали присказку шестидесятых годов: «Среди болот и снега белого какой-то черт создал Кипелово». Одно время шли разговоры о создании в Федотове терминала для коммерческих грузов, но и они смолкли. Аэродром считается запасным на случай непредвиденных ситуаций на бортах пассажирских трансконтинентальных лайнеров, постоянно летающих над Вологдой. Был, правда, эпизод с приземлением в Федотове самолета Бориса Ельцина, навещавшего Череповец незадолго до расстрела Белого дома. Эпизод запомнился, в частности, тем, что от штаба приказано было срочно убрать все велосипеды, на которых авиаторы добирались к своим самолетам.
Штабы вероятных противников о федотовцах забыли на целых четыре года. А потом два вологодских «медведя» вытянули из гнезд трех натовских «орлов». «Игл», или, по-русски, «орел», это американский перехватчик. А «медведем» в НАТО именуют российский самолет Ту-142. Встреча произошла над Атлантикой. «Они вились над нами, как мухи», – рассказывает участник полета полковник Павел Можейко.
Американцы поднялись на перехват с Исландии, наши же самолеты уходили на задание с вологодской земли. После перестройки сверхдальние полеты россиян почти прекратились, и появление «медведей» вызвало, кроме тревоги, еще и нескрываемый интерес иностранных пилотов.
– Они, видимо, решили, что нас уже и на свете нет, – смеется Можейко. Спрашиваю:
– Ходила молва, что вы с американскими пилотами знали друг друга чуть ли не в лицо?
– Во всяком случае, самолеты друг друга узнавали с полувзгляда. Потом у них сменилось поколение авиаторов. Те, кто сопровождал нас в небе в «холодную войну», уже перестали летать, а новички никак не могли наглядеться и нафотографироваться...
Взгляд на событие с другой стороны удалось отыскать в паутине Интернета. «Медведей» первыми засекли норвежцы, и, кажется, это стало для них полной неожиданностью. Из неофициальных источников явствует, что натовцы наших просто «проморгали». Как бы то ни было, норвежцы тут же передали по своим инстанциям доклад о прохождении неизвестными самолетами их зоны ответственности. О нарушении границ речи не шло, но локаторы-то шарят за тысячи километров.
Сообщение дошло до Исландии, где управление сил ПВО срочно принялось переводить группу своих перехватчиков из 12-часовой готовности в одночасовую. В исландской зоне ответственности на перехват поднялись «Иглы» в сопровождении самолета-заправщика на случай затяжного слежения. Американский майор Брайен потом сообщил прессе, что подобных событий не было четыре года. Перехватчики не поднимались в небо по тревоге с 1999 года. Брайен особо отметил, что полет двух Ту-142 ни в коем случае не представлял угрозы и не имел враждебных намерений. «Мы вели диалоги и дискуссии сначала с Советским Союзом, а теперь с Россией, – сказал он. – То, что случилось, происходит время от времени, когда они поднимают свои самолеты к нашим границам, просто чтобы проверить наше время готовности».
Можно не сомневаться, что и американцы не брезгуют проверками нашей боеготовности. Контакты контактами, а оборонное дело расслабления не терпит.

0

4

Из Оленьей в Гавану

– Эти в Баренцевом море лежат, эти в Бермудском треугольнике. – Петр Викторович Беломестнов подолгу вглядывается в портреты погибших летчиков на уединенном и до недавних пор секретном кладбище. – Две могилы без хозяев, пустые гробы хоронили. Остальные четыре с экипажами.

В древности могилы без останков называли кенотафами. Такие надгробья ставили, когда воин погибал вдали от родных краев и останки его нельзя было доставить домой. Старинный обычай вспомнили в наше время, когда пришла пора полетов над всей планетой и всеми океанами.

Беломестнов в Федотове выслужил все звездочки, от двух лейтенантских до трех полковничьих. Уволился в запас, возглавлял поселковый жилкомхоз. Почти всех, кто покоится здесь, хорошо знал. Вот только первого командира части – полковника Федотова – в живых не застал. Прибыл после училища для прохождения службы, когда в глухом еще лесу уже появилась первая офицерская могила. Самолет угодил в зону обледенения, упал километра за полтора от посадочной полосы и запылал. Деньги на памятник собрали жены погибших.
– Моим командиром поначалу был подполковник Растяпин. Его экипаж вторым погиб, через пять лет после Федотова, – вспоминает Беломестнов. – В полете пожар приключился. Вроде потушили, но самолет вдруг упал. Считается, что лопасти оборвались. К ним не спускались на дно: слишком глубоко. А вот самолет Аркадия Красносельского подводники, кажется, навещали. Говорят, глубина всего метров шестьдесят. Вроде бы сняли документы с борта, оружие. Тела остались в самолете. Но, может быть, и легенда, сейчас не узнать.

В справке из «Сборника авиационных происшествий в авиации ВМФ» говорится: «4 августа 1976 года. Ночь. В 20 ч. 15 мин. при перелете Гавана-Оленья при изменении эшелона произошло внезапное сваливание самолета в плоский штопор. Экипаж хладнокровно предпринимал попытки для вывода самолета из режима сваливания, но самолет оставался неуправляемым, а возникшие перегрузки не позволяли экипажу воспользоваться средствами спасения». Иными словами, никто не смог приводниться с парашютом в нейтральные тропические волны с надеждой выжить.
– Да нет же, никто к ним не опускался! – опроверг коллегу полковник Бульбенков. – Американцы, может, и отправлялись ко дну за документами. Но никаких секретных бумаг там уже не было.

Бывшему начальнику разведки истина ведома. Ему довелось лететь в Гавану после катастрофы Ту-95. Была надежда, что кому-то удалось уцелеть на поверхности воды, тогда можно было навести на них какой-то из ближайших советских теплоходов. Командование интересовала и судьба секретных документов, находившихся у экипажа. Их запросто могли обнаружить американцы. От неминуемой в этом случае замены шифров и позывных спас случай. Портфель с бумагами удалось выловить экипажу нашего сухогруза, направленного радиограммой из Москвы в район падения самолета. Едва бесценная находка оказалась на борту, как в небе появился противолодочный самолет США «Орион». От его приборов ничто не ускользнуло бы, а для захвата столь лакомой добычи американцы наверняка послали бы и надводные корабли.

Военные самолеты США не остались безразличны и к прилету федотовцев. Американские перехватчики встретили их и от морской могилы товарищей проводили до самой Кубы. Истребители не обделяли наших вниманием и на обратной пути, пока не убедились, что вологжане окончательно легли на обратный курс.

Сейчас история федотовских частей уцелела лишь в воспоминаниях ветеранов и в устных преданиях. После расформирования почти все материалы наглухо осели в архивах, если не утрачены. В девяностые годы даже памятникам пришлось не сладко. Охотники за цветными металлами пробрались мимо шлагбаумов и попытались сорвать барельеф с монумента на первой могиле. Снять все же не сняли, но исковеркали. Хорошо, что областные власти не поскупились на реставрацию, иначе бы оставаться ему после налета вандалов раскуроченным по сей день.

0


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Пролетая над Фолклендами