15.04.1985 На самолете Ту-95РЦ 392 одрап в экипаже командира отряда майора А.М. Боброва (ПКК В. Степанов, штурман В.Н. Бородаев) после полета на боевую службу в Атлантику при подходе к АС Кипелово произошел отказ 2-х двигателей с одной стороны. Экипаж производил заход на посадку в зимнее время с курсом 171 градус согласно требованию инструкции экипажа при повышенной скорости. При касании полосы произошел отрыв самолета от земли, затем снова касание и снова отрыв. При очередном касании и дальнейшем пробеге самолет развернуло влево и он выкатился на пространство между магистральной РД (рулежкой) и ВПП (взлетно-посадочной полосой). Передняя стойка подломилась и самолет продолжал пробег до лесополосы, находящейся за пределами ВПП. Экипаж сделал все возможное и только этому личный состав остался жив.
По воспоминаниям Виктора Николаевича Бородаева: «Возвращались с радиуса. На посадочном курсе (МКпос-173) на удалении 15 км остановился 4-й двигатель, через 6-7 сек 3-й. Сразу потеряли 100м и оказались правее 1 км. После чего сделали круг и сели. Посадочная скорость была большая, касание было в р-не КТА, я доложил посадочную скорость и пулей вылетел из передней кабины».
Источник: воспоминания В.Н. Бородаева, Имаса И.А.
24.12.1985 Приказом ГК ВМФ в штат полка введён авиационный отряд самолётов-ретрансляторов ТУ-142МР и уже с января 1986 года авиационный отряд в составе экипажей майоров Кичигина А.С, Серебрякова И.П, Пряникова А.В приступил к выполнению сначала учебных и тренировочных полётов, а с июня 1986 года и к решению задач по предназначению.
1989 Директивой ГШ ВМФ 392 одрап было предписано осуществить перебазирование на аэродром Остров Псковской области.
18.01.1989 После выполнения полетного задания ночью при подходе к АС Кипелово на самолете Ту-142М 135 плап экипажа майора А. Зубкова взорвалась левая плоскость, в результате чего самолет частично утратил устойчивость. В сложившихся сложных условиях экипаж успешно осуществил посадку. В августе 1989 командир экипажа майор А. Зубков был награжден орденом Красного Знамени, медалью «За Боевые Заслуги» - капитан Е. Корнев, капитан А. Исламов, ст. лейтенант В. Михайлов.
Февраль 1989 При посадке на самолете Ту-142М 135 плап экипажа п/п-ка Мельникова не вышла правая стойка шасси. Экипаж садился ночью при минимуме погоды на скользкую полосу. Стойка встала на замки при ударе о полосу. Все закончилось хорошо.
Май 1993 392 одрап пополнился личным составом и техникой (16 самолетов ТУ-16К-10-26) одного из расформированных полков ВВС Балтийского флота.
29.05.1993 Экипажи подполковника Калинина Е.В. и майора Прошкевича Д.А. выполнили последний полет на ВР, а 1 декабря этого же года приказом Командующего авиацией ВМФ №168 во исполнение соответствующих директив первого заместителя МО РФ и ГШ ВМФ 392 ОДРАП был переформирован в 240 Отдельный Гвардейский Смешанный Авиационный Севастопольско-Берлинский Краснознаменный (исследовательско-инструкторский) полк с вручением Боевого Красного знамени. В этом же году самолеты ТУ-95РЦ были сняты с вооружения и переданы на слом. С этого времени 392 одрап прекратил свое существование как боевая единица.
Май 1993 Самолет Ту-142МК 135 плап экипажа Комарова при попытке поворота на рулежную дорожку на большой скорости сошел с полосы.
Собирались лететь на маршрут, самолет хорошо заправлен, значит тяжелый. Вырулили на исполнительный старт, кто-то что-то обнаружил и командир принял решение зарулить на стоянку. Стоянка находилась у противоположного конца полосы (3.5 км.) и чтобы не занимать полосу долго, разогнались (кажется до 200 или поменьше). Рычаги управления двигателями не убрали до малого газа когда начали тормозить, естественно, тормозится плохо, скорость не падает. Когда разобрались, было уже поздно, на рулежку на такой скорости не свернуть. Раздавили фонари, сбили столбы, побежали в поле. Самолет хорошо завяз в сыром весеннем грунте.
15.12.1994 76 ПЛАП переформирован и стал самостоятельным полком, в состав которого входило 2 эскадрильи ТУ-142МК, 1 эскадрилья ТУ-142МР и ТЭЧ подготовки АТ.
31.03.1995 Обнаружена одна иностранная ПЛ экипажем 76 оплап п/п-ка Кудашкина и 1 ПЛ обозначения.
13-20.03.1996 76 оплап принимал участие в КШУ ВВС СФ. При выполнении задач по КШУ экипажами п-ка Вязмитинова, п/п-ка Можейко и м-ра Будкеева обнаружено 6 подводных лодок, из которых 3 иностранные.
Июль 1996 Экипажи п/п-ков Метелева, Можейко и группа ИТС во главе с п/п-ком Вороновичем принимали участие в выполнении полётов с АС «Остров» для воздушного показа АТ ВМФ РФ в Санкт-Петербурге в честь 300-летия ВМФ России. Личному составу полка и самолёту Ту-142МК была доверена честь открыть воздушный парад и возглавить колонну морской боевой авиационной техники Флота России. Задача была успешно выполнена.
Октябрь 1996 Руководством Флота РФ принято решение, поддержанное руководством авиации Флота России о списании и утилизации 14-и самолётов 76 оплап.
1.11.2001 Директивой Главного штаба ВМФ полк переформирован в 73 оплаэ путём практически полного сокращения управления полка и ряда лётных экипажей.
11-14.05.2003 Экипажи 73 оплаэ приняли участие в учениях дальней авиации.
Подобных учений в нашей стране не было более полутора десятилетий. По данным командования Военно-воздушных сил, самолеты-ракетоносцы стратегической авиации Ту-160 и Ту-95 с 1992 по 1998 годы вообще не покидали мест базирования. Сегодняшнее учение развернулось в рамках комплексной проверки по итогам зимнего периода обучения личного состава соединений и частей дальней авиации, дислоцированных в Западном и Южном регионах России. Проводилось же оно, в первую очередь, над акваторией прилегающих к России морей и океанов. Проверялась готовность экипажей российских ракетоносцев к применению оружия во взаимодействии с силами российского Военно-морского флота.
В ходе учения отряд самолетов Ту-142МК Северного флота, взлетевших с авиабазы Северного флота Кипелово (на севере европейской России), совершил учебно-боевой полет над северными районами Атлантического океана. А самолеты Ту-160 и Ту-95, стартовавшие с аэродрома города Энгельса (нижнее течение Волги), преодолели воздушное пространство Ирана, провели в воздухе 12 часов и взаимодействовали с кораблями российских Черноморского и Тихоокеанского флотов, прибывших в Аравийское море для участия в учениях с силами ВМС Индии. В ходе совместной работы два ракетоносца Ту-95 совершили успешные пуски крылатых ракет по надводным целям.
Сентябрь 2003 Командованием ОПЛАЭ и мэрией города Череповца подписан Договор о шефских взаимосвязях. В продолжение этого Договора по ходатайству мэрии Череповца решением Командующего ВВС СФ и методического совета части самолёту №95 (командир корабля подполковник Толпыго И.В., старший техник корабля капитан Покаевый Ю.И.) присвоено почётное наименование «Череповец». В июне 2004 года аналогичный Договор подписан с администрацией города Вологда и таким же решением почётное наименование «Вологда» получил самолёт №97 (командир корабля майор Советов С.П., старший техник корабля капитан Морозов Е.В.).
Отредактировано edge (2005-10-18 19:27:32)