Авиабаза Кипелово. Форум земляков.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Из воспоминаний бортового переводчика..


Из воспоминаний бортового переводчика..

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Как уже упоминал на форум уважаемый господин Третьяков, на форуме сайта Посиделки у Зимы некто Зима В. Н.
разместил свои  воспоминания о службе в качестве бывшего военного переводчика. Некоторые темы посвящены событиям и людям, связанным с гарнизоном Федотово.

Таже присутствует фотоальбом.

Поскольку не известно будующее того форума, чтобы материалы случайно не канули в лету, хочется разместить некоторые выдержки и фотографии из воспоминаний здесь.

прямая ссылка на источник

Работа бортпереводчика была во время учебы в ВИИЯ любимым занятием. Благодаря ей мне, например, удалось объехать около 20 стран и слетать (без посадки) далеко за экватор в Индийском океане и далеко на запад в Атлантическом.
Летали мы на многих типах самолетов: АН-12, ИЛ-14, ИЛ-38, АН-22 ("Антей"), ТУ-16 и ТУ-95. За некоторые задания получали боевые ордена и медали, а за некоторые просто благодарности. Как, например, за полет по программе Академии Наук.

Это, кажется, было в Кипелово перед вылетами в Атлантику на поиск пропавшего "Антея! Слева направо: Толик Ионов ("Пожилой"), Володя Ландышев и Славик Сочилов. Летать с североморскими ребятами было очень интересно. Самолеты морской авиации ТУ-95 из команды полковника Гладкова знал весь мир. Особенно НАТО, на учения которых эти самолеты вылетали как на свои собственные

Отредактировано KiS (2007-09-19 17:01:58)

0

2

Каждый раз, подлетая к Исландии, мы видели как облака внизу под нами прошивают две иголки с пушистой белоснежной "ниткой", которые через несколько секунд вырастают в сверкающие на солнце самолеты ВВС США. Американские парни подлетали к нам, улыбались как старым знакомым, и мы начинали друг друга фотографировать на память (и для начальства).

Позднее, когда меня занесло прямо в Исландию, на базу американцев в Кефлавике, кто-то из них рассказал, что за каждый перехват они получают аж 50 долларов премиальных. Было несколько дико узнать, что такой рискованный маневр оценивается всего в полтинник. Хотя, по тем деньгам... Пачка сигарет у них в армейской лавке стоила 12 центов.

Отредактировано KiS (2007-09-19 16:38:43)

0

3

По программе Академии Наук СССР мы летали в зону Индийского океана, где южнее экватора должен был приводниться один из беспилотных космических кораблей, что летали на Луну, точнее вокруг нее. В газетах потом прочитали, что это был "Зонд-8".

Дико и странно, но по окончании командировки, мы, слушатели ВИИЯ, еще и деньги получили в количестве 2 рубля 47 копеек в сутки!
Странно, потому что солдат в то время получал, кажется рубля 3 на целый месяц.

Странно также было получить деньги за 10 дней, хотя работали мы лишь одни сутки. Остальное время активно дружили с мирным женским населением славных городов Саратов и Энгельс. (В первый же день в троллейбусе познакомились с девушкой, она оказалась студенткой местного иняза, ну а дальше через нее познакомились чуть ли не со всей ее группой. Короче, "дальше не помню"...)

А в завершение командировки был полет продолжительностью (у меня по бортовым часам) 23 часа 37 минут. Для того, чтобы столько выдержать, наши славные ТУ-95 вынуждены были дозаправляться в воздухе над Ираном. Дозаправка в воздухе - зрелище не для слабонервных: конус в который нужно попасть "пушкой" на носу нашего самолета, весит ок. 300 кг. Его довольно сильно раскачивает и требуется филигранное мастерство командира подполковника Флегонтова и "правака" (второго пилота), фамилию которого я не помню.

Даже после того, как произошел захват и началась "бункеровка", нужно продолжать держать 200-тонную махину точно по курсу и на том же эшелоне все 25-30 минут, пока идет заправка. Ручками! Никакой автопилот здесь не подмога. Один самолет (на котором летел Женька Маслов) не смог заправиться и вынужден был возвращаться в Энгельс.

Я стоял в проходе между ними и фотографировал все это, потом обернулся и увидел, что оба они были мокрыми от пота. Несмотря на то, что были по-домашнему одеты в одни майки-тельняшки. После заправки ничего интересного не было до самого главного момента.
Встреча "Зонда-8" произошла в точно назначенный срок и в точно указанном месте. Они приводнился в Индийском океане ок 10 градуса южной широты, а перед этим мы наблюдали как он горел своей термообшивкой, пролетая точно по нашему курсу в нескольких километрах у нас над головой, и это было восхитительное зрелище!

В ночном тропическом небе был грандиозный фейерверк. Мы все это зафиксировали (в этом и заключалась цель многочасового полета), дождались пока из зоны приводнения наш "корабель" не подтвердил визуальное обнаружение дорогого странника, и повернули назад.
Командир с чувством выполненного долга улегся в проходе спать на чехлах от двигателей, нагретых переводчиком, а тот занял командирское кресло.

Информация к размышлению (для особо любознательных). На этом самолете ставили эксперимент и летали несколько суток без посадки. С двумя, разумеется, экипажами на борту. Но самое любопытное, что он не оборудован туалетами. На 12 человек экипажа нет НИ ОДНОГО!

На больших самолетах типа Ан-12, "Антей - АН22" было все просто. Стояло ведро с крышкой, которое использовалось как параша. На боевых не было НИЧЕГО, кроме фляжки, похожей по форме на термос. Зеленого цвета, объемом на пару литров. После посадки открывалась форточка и накопившаяся влага выливалась прямо на бетонку. Таков был заведенный порядок. Как сейчас помню, что даже для гаванского аэропорта Хосе Марти исключения никакого не сделали, после 18 часового перелета окропили и его.
Конечно, такой туалет страшно неудобен. Я первый раз минут 20 не мог заставить себя. Сидел, как дурак, со вставленной в этот термос писькой и не мог ... начать. 
Проблема "по большому" не решалась НИКАК. Я до сих пор не могу понять, как же мы выдерживали полеты продолжительностью по 20 с лишним часов без посадки.

У этой модификации ТУ-95, в отличие от стратегического бомбардировщика, прямо за главным люком расположен колпак, закрывающий несколько антенн. Этот колпак сделал весь экипаж, кроме двух человек в корме самолета, смертниками. В случае аварии в воздухе покинуть борт можно лишь через люк в потолке, над местом радиста, но тогда тебя стукнет о киль, или главный люк - тогда шарахнет об этот колпак! :cry:
Летчики в этом убедились, выбросив несколько мешков весом в 100 кг. и засняв результат на фотопленку...

:clap:  :clap:  :clap:

Отредактировано KiS (2007-09-19 16:56:55)

0

4

ещё один снимок моего любимого самолета

0

5

о Гладкове И.Ф.:

Со своей стороны могу лишь добавить, что Иван Федорович был изумительный мужик. К нам, переводчикам соплякам, ничего практически не соображавшим в авиации, он, командир полка, относился по-отечески и всячески опекал. Чувствуя такое отношение к нам со стороны легендарного "бати", весь остальной личный состав относился к нам соответственно. Вообще, можно сказать, что в Кипелово мы чувствовали себя ЛЮДЬМИ. Это не часто бывает в жизни военного переводчика.

в Америке есть мужик, который помнит ее мужа и гордится тем, что знал его в далекие 70-е годы. Мы были с ним вместе на Кубе, несколько дней жили на изумительной вилле с бассейном почти что в центре Гаваны, ездили на пляж в Санту-Марию, словом - прекрасно отдыхали перед обратным полетом в холодные вологодские края.
...
За бутылку пива (а его нам служанка по имени Офелия давала в неограниченном количестве) на пляже можно было выменять не ракушку, а ГРОМАДНУЮ раковину! 
В то время на Кубе был практически коммунизм, продукты и товары раздавались или бесплатно, или за копейки. Но везде были длиннющие очереди. Помню, как мы стояли в очереди за мороженным в каком-то сквере часа три... Правда, народ вокруг нас был интересный, поэтому было совсем не скучно.
...
Этим летом, будучи во Флориде, я съездил в Кей-Вест, от которого всего 90 миль до Кубы и по дороге часто вспоминал про ту поездку в далеком 71 году...

Кстати, самолеты ТУ-95 в полку ... не были стратегическими бомбардировщиками. Это была морская разведка и вместо атомных или водородных бомб, самолет был напичкан радиоэлектронной аппаратурой для прослушки всего и вся по маршруту полета. Поэтому туда и требовались переводчики, чтобы можно было как можно дольше работать над районом маневров НАТО, например, посредине Атлантики, а потом не возвращаться домой, а приземлиться где-нибудь на "дружественном" аэродроме поблизости. Бортпереводчик был нужен только для связи с авиадиспетчерами.
Наша главная задача была ничего не трогать, не мешать экипажу выполнять правительственное задание и ... каждые 4 часа съедать положенный сухой паек (очень вкусный и привлекательный).

Отредактировано KiS (2007-09-19 16:55:31)

0

6

Интересное письмо получил я от одного человека, который, посмотрев фотографии ТУ-95 в моем альбоме, спрашивал, можно ли его купить, чтоб переоборудовать и полетать для души.
Ну, вы, конечно, догадываетесь, что я ему ответил. Как ни странно, сегодня он прислал ответ:

Thx for reply! So you flew the Bear, COOL!!! I've always liked it! If you come to Houston, email me and I'll treat you to dinner and be glad to listen to your stories! Thx for your site!

Так что, если окажусь в Хьюстоне без копейки денег, с голоду уже не помру... Интересно, что у советских самолетов всегда были и есть поклонники "в стане врага"... 

0

7

фотографии с Кубы. Из личного архива Гладкова И.Ф.
(размещено его внуком)

0

8

На больших самолетах типа Ан-12, "Антей - АН22" было все просто. Стояло ведро с крышкой, которое использовалось как параша. На боевых не было НИЧЕГО, кроме фляжки, похожей по форме на термос. Зеленого цвета, объемом на пару литров. После посадки открывалась форточка и накопившаяся влага выливалась прямо на бетонку. Таков был заведенный порядок. Как сейчас помню, что даже для гаванского аэропорта Хосе Марти исключения никакого не сделали, после 18 часового перелета окропили и его.
Конечно, такой туалет страшно неудобен. Я первый раз минут 20 не мог заставить себя. Сидел, как дурак, со вставленной в этот термос писькой и не мог ... начать. 
Проблема "по большому" не решалась НИКАК. Я до сих пор не могу понять, как же мы выдерживали полеты продолжительностью по 20 с лишним часов без посадки

Параша была; за троном ВСР, я правда никогда не видел, т. е. не пользовался, а вот "термос зеленого цвета" - отдельная песня. Раз мне попался дырявый. Пардон писать сидя, да еще со штанами на попе, мужик как-то не привык, соответственно я вставал с парашюта и какбы так сказать вставал спиной к проходу, т.е. держа оный резервуар аккурат над свои сидением (ну естевственная реакция отвернуться от коллег в данный момент).
Ну и, когда потекло прямо на кресло... Короче потом в общаге первый раз стирал комбез. Ну и выливать... в форточку не помню, а вот в люк (подняв с насиженного РТР) на рулежке, это да. А по неопытности, если не вылил, потом после 17 часов на обледенелую стремянку с высоты 2-го этажа, в руках штурманский портфель, шлемофон, маска, чемодан с пистолетами, чемодан со своими шмотками, ну и как довесок ентот аксессуар :lol:

0

9

Таких параш на борту было 2 - по одной в каждой кабине. Зеленая кастрюля с резиновой мембраной и двумя защелками. Не любили ими пользоваться, т.к. первый "распечатавший" ее и моет :D

0

10

Да, по большому была действительно проблема.. Ну а с писсуарами было здорово... Правда маленький он был. НА 15 часов не всегда хватало. Когда у меня появилась машина, такой девайс появился и на ее борту... Вещь в московских и питерских пробках незаменимая :lol:  :lol:  :lol:

0

11

Таких параш на борту было 2 - по одной в каждой кабине. Зеленая кастрюля с резиновой мембраной и двумя защелками. Не любили ими пользоваться, т.к. первый "распечатавший" ее и моет

Поразительное дело! Отлетав почти пять лет в корме, я только здесь узнал о наличии там параши. Правда, и зеленым баллоном пользовался всего несколько раз за это время. Самому не верится.

0

12

Таких параш на борту было 2 - по одной в каждой кабине. Зеленая кастрюля с резиновой мембраной и двумя защелками. Не любили ими пользоваться, т.к. первый "распечатавший" ее и моет

Поразительное дело! Отлетав почти пять лет в корме, я только здесь узнал о наличии там параши. Правда, и зеленым баллоном пользовался всего несколько раз за это время. Самому не верится.

А параши в кабины наземный экипаж только перед длительными вылетами ставил. Запихивали между креслом "Вишни" и бортом.

0


Вы здесь » Авиабаза Кипелово. Форум земляков. » История полков. » Из воспоминаний бортового переводчика..