Возвращаюсь я как-то из Сирии, куда летал вместе с Ил-38-ми. Вариантов маршрута после пересечения госграницы всегда было два - или в Николаев, или в Североморск. Где-то уже над нашей территорией слышу ЦУ на второй вариант. Я несколько расстроился, т.к. расчитывал вылезти в Николаеве, попращаться с экипажем и отправиться в Минск на пару дней.
Тут надо сказать об интересном положении бортпереводчиков в ОДРАПе. С одной стороны ты не просто бортпереводчик, а еще и бортоператор РР со всеми вытекающими последствиями - приписан душой и телом к эскадрильи и экипажу, и пока ты где-то болтаешься, кто-то за тебя лямку тянет.
С другой сторны - состоишь в штате полка, но одновременно тобой распоряжается знаменитая Десятка - кто не знает - это !10-е управление кадров МО, ведающая всеми загранразъездами советских военнослужащих. Так что получив секретную телефонограмму, полку ничего не остается, как вызвать затребованную личность в секретку, дать расписаться в получении и матюкаясь, выписать командировочное.
Поскольку задание секретное, в командировочном ставится только место базирования полка, с которым должен лететь - в моем случае Североморск. В штабе противолодочников путем улыбок и обещания дивидентов канцелярские девочки шлепали в изобилии печати на места заполнения, а вот эти самые места "прибыл-убыл" заполнялись переводчиками произвольно (Гы, я как-то от большого ума и вследствии потребления шила при прощании с экипажем умудрился совать свое командировочное под нос помкоменданта в аэропорту Николаева - тот просто охерел, обнаружив у меня предписание, выписанное в Североморск. Пока он мысленно искал на глобусе оба города, я успел протрезветь и смыться ).
Ну вот, летим мы на Север, садимся, экипажи принимают поздравления замполита, разъезжаются по домам, а мы с напарником, значицца, - в офицерскую гостиницу. Первым делом наталкиваемся на нашего федотовского контрика Юру Полякова (милейший человек - знакомство с ним это отдельная история. Интересно, построил ли он свой легкомоторник?), плюсуем наш трофейный бренди к его водке, до утра ведем толковище об окружающих нас супостатах и бабах.
С утра садимся на телефон и осаждаем дежурного требованиями подать нам самолеты для развоза по желаемым местам. Мой коллега Зураб Чеишвилли страстно желает ненадолго воссоединиться с учащейся в Горьком женой, а в моих планах - тайное проникновение в Федотово и недельный незаконный отпуск в своей квартире (все равно никто спрашивать не имеет права - где ты болтался - командировочное сдал, и все...).
Устраиваем Зураба на борт, идущий в Астафьево, а я тем временем натыкаюсь на двойного земляка - из Минска и из Федотова, он везет как раз к нам толпу микродембелей из учебки - в батальон связи. Все прекрасно, ему дают под это дело Ан-26, мы едем на аэродром к Бе-12-sv? по пути обрастаем попутчиками, да...
А вот на аэродроме проблема. И борт есть, и экипаж есть, а вот команды лететь нетути... Приказано ждать прибытия Особо Важных Персон. Персоны являются (дело было в марте, кажется) в шестом часу вечера, мы взлетаем и летим в Оленегорск. Проклиная, есствено, данных персон, ворча, что на УАЗе они быстрее бы доехали.
Вот. Садимся в Оленьей и тут выясняется, что у экипажа закончилось летное время. Ага. В пятницу. Матросов, значицца, в казарму, остальные - кто куда. Шанс на вылет назавтра, в субботу, мизерный. Федотово славилось своей субботней погодой. Тащусь в гостинницу, войдя в нее испатываю шок. На меня, как бы тайно пробирающегося домой с целью повалять дурака недельку, а то и больше, а теперь уже и повязанного с Зурабом - он раньше дней десяти возвращаться не желал, в упор смотрят умные и добрые глаза моего комэска майора Калинина. К счастью он не узнаёт меня в гражданке, зато узнаёт меня наш правак Нигматуллин (я был в экипаже замкомэска майора Энтентеева), тянет за рукав и шипит "ты чего здесь? тикай, пока не поздно - мы тут уже несколько дней загораем..." перспектива воссоединения с отрядом в столь экзотических условиях меня не прельщала (с Калинина сталось бы - запихнул бы в корму со всеми моими сумками с колониальным товаром и на ЦУ отправил бы в вязаной шапочке и тренировочном костюме).
Ретирада моя была быстрой и успешной. С толпой таких же бедолаг (в гостинице все равно все было забито одраповскими экипажами) я двинулся было на вокзал. Фигвам - поезда одни ушли, другие будут не скоро. Тут слух пронесся - мол, кто-то видел какой-то борт, якобы куда-то направляющийся. И таки да! Нашелся - Ил-18, предназначенный для перевозки то ли жен красвоенлетов после слета, то ли партработников после семинара - в Архангельск. произведя несложные вычисления, я понял, что Архангельск - это все-таки ближе к Федотову и дальше от Калинина. И вписался.
Моим соседом по креслам был суровый мужчина достаточно средних лет в летном прикиде, но с пушистым цветным свитером и в вязаной шапочке. Он долго рассматривал мои клумки, коробку с магнитолой Айва, гражданскую одежду... (не дать не взять - челнок из недалекого будущего). Потом сурово молвил: "ты кто есть, сынок?". Поняв из моих путаных ответов, что я свой, буржуинский, подобрел, и, выразительно наставив ухо в сторону занятно булькающей сумки, начал разные былинные повествования. так как сумку я распаковал, точное содержание былин пересказать не берусь - что-то вроде снятия им самим челюскинцев со льдины. Я слушал и наливал. На пассаж о тогдашнем командующем ВВС СФ в стиле "да я мальца на крыло ставил!" я неосторожно хмыкнул. Рассердившись, дядя пообещал: "вот щас ты у меня увидишь" и направился в пилотскую кабину. Это был конец. Сейчас он вырвет оба штурвала у пилотов и начнет искать мост, а-ля Чкалов. Оказалось все гораздо лучше. Дядя вышел из кабины в сопровождении улыбающихся пилотов. Плюхнулся в кресло, молвил "спасибо, сынки", проинформировал. что на месте нас уже ждут и все будет в порядке... Тут я понял. что имею дело действительно с кем-то известным...
В Архангельске нас с дядей персонально встретил УАЗ с полковником, который тянулся перед дядей и оказывал разные знаки почтения. Меня, испуганно забившегося в уголок заднего сидения, с респектом доставили на ж\д станцию... Была уже практически ночь, но билет на поезд до Вологды и быстрое прибытие поезда были то. что надо. Через день я уже искал таксиста на автовокзале в Вологде, пряча лицо в воротник и всячески маскируясь. Еще немного - и я дома. Неделя маленького отпуска и снова служба...