АВАРИИ, КАТАСТРОФЫ, ПОТЕРИ ТУ-95/142 И ЭКИПАЖЕЙ
Построено - 274 самолетов, в т.ч. Ту-142 – 100 шт.
Потеряно в катастрофах 28 самолетов, погибло 194 человека личного состава
данные на 12.04.2005,
Некоторые аварии и катастрофы, возможно, относятся к одному событию, многие требуют уточнения.
Уважаемые посетители форума, пишите, если кто не упомянут.
Дата=Самолет №=Командир=Место в/ч=погибло=Обстоятельства [Источники] (разделитель =)
11.05.53=Ту-95/1 =Перелет А.Д.==7=В катастрофе при испытаниях погиб экипаж Героя Советского Союза лётчика-испытателя А.Д.Перелета. В 17-м полете произошло разрушение редуктора 3-ей силовой установки и возник пожар.[4]
24.11.56=Ту-95 ===7=Разрушение турбины двигателя НК-12. Экипаж погиб. [2]
16.03.57=Ту-95 №6800310===7=Катастрофа самолета.[2].[4]
20.09.59=Ту-95 №6800305===7=Катастрофа самолета.[2].[4]
05.01.63=Ту-95К №8802004===7=Катастрофа самолета.[2].[4]
25.08.65=Ту-95М №7800504=П-к Тропынин =409 ТБАП=7=Катастрофа самолета.[2].[4]
25.08.65=Ту-95 №4800003=М-р Иванов =409 ТБАП=7=Катастрофа самолета.[2].[4]
20.07.67=Ту-95РЦ 65МРТС204==304 ОДРАП=7=Катастрофа самолета.[2].[4]
15.01.71 =Ту-95РЦ 401=П/п-к Растяпин А.=392 ОДРАП Кипелово =7=Самолет упал при выполнении ночью тренировочного полета под Баренцевым морем. Предположительно - пожар двигателя.[1][2].[4]
03.09.71=Ту-95РЦ 63МРТС003=П-к Гладков =392 ОДРАП =7=Командир полка разбился при заходе на посадку. Упал не дотянув до ВПП, при видимости – «0». [2].[4]
04.08.76 =Ту-95РЦ 66МРТС304=М-р Красносельских А.И. 2 кл.=Кипелово 392 ОДРАП =7=Самолет м-ра Красносельских упал в 20ч15мин (время - гаванское) у побережья США (о-в Ньюфаундленд) при перелете с о.Куба на Кольский полуостров (Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Через 6ч20мин. после взлета произошло сваливание при изменении эшелона с 8700 до 9 000м. Экипаж пытался вывести самолет, но он оставался неуправляемым, а перегрузки не дали возможности экипажу его покинуть. Ведомый экипаж снизился до 300м, но места катастрофы не обнаружил. Поисковая группа кораблей нашла отдельные части с-та, останки членов экипажа и документы. Наиболее вероятная причина катастрофы - штопор после попадания в спутный след пролетевших перед ними по международной трассе самолетов. Расшифровка МСРП-12 подтверждает попытку справиться с внешними возмущениями и попытку парировать их. В дальнейшем, после достижения вертикальной перегрузки 1,8 произошло сваливание. Ещё предположительная версия - пожар двигателя[1][2][4][5]
06.08.76=Ту-142 =л-т Хазагеров ВМ б/кл. инстр. м-р Морозов ВП 1кл. =76 ОПЛАП Север-1=6=В 16ч 27мин кандидат на должность КК л-т Хазагеров ВМ с инструктором Морозовым ВП днем, ПМУ, выполняли контрольный полет по коробочке. После касания ВПП при Vпробега 280кмч , пробежав по полосе 740м, с-т развернуло вправо . Пробежав по грунту 450м, с-т свалился в озеро , разрушился и частично затонул. Погибло 6 чел.[5]
05.10.76=Ту-95РЦ №6800306=М-р Мальцев В.В.=1023 ТБАП =7=Экипаж после выполнения маршрутного полета ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: «На глиссаде находитесь». При очередном довороте по команде диспетчера круга на курс 270град. с-т на удалении 7800м от торца и 3650м слева по заходу от оси ВПП с креном 30град., со снижением столкнулся с верхушками деревьев и ЛЭП, имеющей превышение относительно торца ВПП 111м. С-т разрушился и сгорел. Экипаж погиб.[2][4][6]
05.10.76=Ту-95РЦ №5800205==1023 ТБАП =7=Катастрофа самолета.[2].[4]
28.08.77=Ту-95К №6802301=Ст.л-т Попов П.Ф.=Моздок 182 ГТБАП=7=Экипажи при выполнении полета днем по маршруту в плотных боевых порядках через 2 часа 6 минут после взлета столкнулись при развороте. Самолеты потеряли управляемость и перешли в беспорядочное падение, при столкновении с землей разрушились и сгорели. Экипажи обоих с-тов погибли.[2][4][5][6]
28.08.77=Ту-95К №9802010=Ст.л-т Бибишев А.В.=Моздок 182 ГТБАП=7=То же см.выше. [2][4][5][6]
10.04.78 =Ту-95РЦ 65МРТС106=М-р Вейшнарович Г. П. 1кл.=Хороль 304 ОДРАП =10=Самолет упал в Тихий океан восточнее Японских островов при выполнении полета на обеспечение запуска космического объекта. Вылет был из Хороля ночью в СМУ ведомым в паре п/п-ка Гречко АА.. На высота 8400м, встретив фронт, при облачности до 8500м, Гречко принял решение увеличить высоту полета. Через 5 мин связь с ведомым прекратилась. В районе предполагаемого места падения обнаружен пустой МЛАС-1. Экипаж 10 человек погиб[1][4][5]
??.??.79=Ту-95==ДА=7=При выполнении учебной стрельбы из бортовых стрелковых установок Ту-95 на них произошло нарушению герметичности кислородной системы, и на борту обоих возник пожар. Самолеты упали в Черное море. [1]
28.01.82=Ту-95М-55 №8800601 =Кульчицкий Н.Е.=Жуковский ЛИИ МАП=10=Катастрофа самолета при взлете в сложных метеоусловиях, экипаж: кк Кульчицкий Н.Е., пкк Шкатов В.И., шк Шевцов А.С., вшк Николаичев А.И., Горсткин И.Н., Жилин А.А., Серман В.Э., Амплеев В.Я., Сангатулин Х.И., Макаров К.П. – погибли, похоронены в Жуковском [3][4]
25.01.84=Ту-95РЦ =М-р Вымятнин В.К. 1кл. =392 ОДРАП =7=Аэродром Оленья Кольский п-ов, падение после отрыва от ВПП. В 2ч 30 мин, при облачности 3 балла, видимости 10км температуре -17гр. через 1 мин 55сек в процессе взлета и наборе Н=350м при V=346км/ч экипаж преждевременно убирает шасси и закрылки и с-т выходит на закритические углы атаки, с последующим сваливанием. Ситуацию летчик не понял, мер по предупреждению не принял. Падение происходило с переменными кренами до 60 гр. с потерей поступательной скорости и вертикальной около 25м/с. Одной из причин катастрофы явилось нарушение центровки - вместо предельно допустимой 24,5 % было 24,55% САХ. Экипаж погиб.[2][5]
20.04.84 =Ту-142=П-к Зубков В.И. 1кл.=310 ОПЛАП =7=Тренировочный полет по маршруту на максимальную продолжительность в удаленные районы в порядке пары. Через 1ч 15 мин после взлета на высоте 7200м и скорости 730 км/ч в центре Охотского моря возникла аварийная обстановка. Борт перешел на снижение с появлением черного дыма и белого шлейфа из правой плоскости, с последующим возникновением через 1 минуту очага огня и переходом с-та в правую нисходящую спираль с возрастанием крена до 60-70гр. Вероятная причина того, что экипаж не покинул борт - большие отрицательные перегрузки. Вероятной причиной катастрофы явилось разрушение элементов 3 силовой установки( обрыв лопастей или разрушение турбины) что привело к пожару с последующим кренением и крутой спирали в сторону отказавшего двигателя.[1][5]
28.09.84=Ту-95К=М-р Положий В.А.=1226 ТБАП=2=Экипаж после выполнения маршрутного полета ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Жана-Семей. Снизился под глиссаду. Посадку произвел на повышенной скорости с опережением на переднюю стойку. После приземления передняя кабина отделилась, фюзеляж взмыл и упал на грунт левее ВПП, разрушился и частично сгорел. КОУ и ВСР погибли.[6]
13.02.85 =Ту-95РЦ=М-р Кривенко С.Д. 1кл.=169САП ТОФ Камрань =7=Вылетев ночью в СМУ с авиабазы Камрань (Вьетнам) в качестве ведущего пары при облете побережья Южно- Китайского моря на восьмом часу полета самолет упал в море. За 50 минут до падения командир передал ведомому о прекращении выполнения задания и срезании маршрута напрямую на аэродром Камрань, не объяснив причину этого маневра. Ведомый, следуя за ведущим на 15 км с превышением 300 м заметил по световому мигающему маяку энергичное перемещение ведущего вправо с последующим снижением, а затем принял по радио сообщение: «Падаем! Падаем! Кто меня слышит? Па...» Падение ведомый не видел - облачность с верхним краем 2000м. С-т никто не покинул. Наиболее вероятная причина катастрофы - потеря управляемости из-за отказа одного из двигателей правой плоскости и невыход винтов в режим флюгирования , что привело к резкому разворачивающему моменту.[1][2][5]
12.10.85=Ту-95К=М-р Шарнин В.А.=79 ТБАП=6=Экипаж выполнял полет по маршруту. Через 38 минут после взлета на эшелоне 8500м в горизонтальном полете на скорости 750 км/ч штурман доложил: «Вспышка на левом двигателе!» По ошибочному поспешному докладу ШК при устойчивой работе всех четырех двигателей летчиками были необоснованно зафлюгированы винты исправного второго двигателя. Через 10 секунд старший техник зафлюгировал финты исправного первого двигателя. КК, пытаясь сохранить скорость, перевел с-т на снижение и, когда высота стала опасной по условиям местности, допустил энергичный набор и вывел с-т на режим сваливания. В процессе сваливания ШК удалось покинуть с-т и приземлиться на парашюте. С-т при ударе о землю разрушился. Остальные шесть членов экипажа остались на рабочих местах и погибли.[6]
25.08.86=Ту-95РЦ =М-р Столяров С.А.=Хороль 304 ОДРАП =10=Падение после отрыва от ВПП Кневичи из-за отказа управления. Через 2м 47с после взлета на Н=500м и V=470 началось самопроизвольное кренение с-та влево с возрастающей угловой и снижением. Это было вызвано самопроизвольным отклонением руля направления влево до упора. Отклонение элеронов и взятие штурвала на себя результатов не дали. На удалении 10 км от ВПП и с левым креном(80гр) и углом снижения 70 гр. с-т столкнулся с землей и сгорел. Оператор радиоразведки пр-к Звягинцев покинул с-т в неуправляемом полете на высоте 250-200м , принудительно раскрыл парашют и спасся.
КК команду на покидание с-та ввиду скоротечности ситуации дать не успел. Причина катастрофы - потеря путевой управляемости с-та из-за ухода руля направления в крайнее левое положение при балансировке с-та триммером. Экипаж 10 человек - погиб.[2][5]
24.12.87=Ту-95К №6002209=М-р Бугаев А.П.=182 ТБАП=3=Комотряда выполнял тренировочный полет по кругу при метеоминимуме погоды ночью. После набора высоты круга при полете от второго к третьему развороту на высоте 400м ст.техник с-та доложил КК о срабатывании сигнализации обледенения с-та и по его команде включил противообледенительную систему двигателей и винтов. При этом за несколько секунд выключились 3,2 и 4 двигатели с автоматическим флюгированием из винтов. КК доложил о случившемся РП и приказал экипажу покинуть с-т. Пять членов экипажа покинули с-т и благополучно приземлились на парашютах. КК и ПКК пилотировали с-т с одним работающим внешним двигателем. Выпустив шасси и включив посадочные фары, они пытались выполнить вынужденную посадку вне аэродрома. Приземление произошло на вспаханное поле с большой вертикальной скоростью на основные стойки шасси с последующим разрушением с-та. КК и ПКК погибли на рабочих местах. ШК обнаружен мертвым в 30м от передней гермокабины. [2][4][6]
Источники:
[1] ДУДИН Валентин «Не скажут ни камень, ни крест, где легли ...» http://aviapanorama.narod...u/journal/1996_1/home.htm
[2] Военно-Исторический Форум «ВИФ2» Катастрофы тяжелых «Ту», Диего-Гарсиа и арифметика… 03.05.2003
[3] Селяков Л.Л.«ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА.» http://www.svavia.ru/info/lib/ter26.html
[4] http://www.scramble.nl/
[5] АВИАЦИОННЫЙ ФОРУМ AVIA.RU: › Тема: Последний бой Ту-16 и продолжение часть(2)
[6 ] Рощин Г.П. История дальней авиации, часть II, 1946-2000 г. М.2003. 224 с. тираж 300 экз., ссылка на издателя http://www.airforce.ru/announcement.htm#07.02.2004