Некоторые детали операции по спасению К-219 (октябрь 1986).
В связи с загазованностью лодки и отсутствием на гражданских судах индивидуальных дыхательных аппаратов с запасом кислорода по просьбе И.Британова (командир лодки) был послан самолет Ту-142, с которого сбросили несколько контейнеров с аппаратами и портативными радиостанциями. Часть из них разбилась о воду и утонула. Моряки сумели найти только 9 пригодных комплектов, которых хватило бы только на короткий заход внутрь корпуса.
Из воспоминаний Георгия Бульбенкова:
На Кубе пришлось приземляться и в мрачный для нашего подводного флота день катастрофы ядерной субмарины К-219. Снимок в архиве Бульбенкова сохранил облик аварийной подлодки за тринадцать часов до того мгновения, как она скрылась под волнами, унося в пучину парня из городка Красавино Вологодской области Сергея Преминина. К той секунде, когда в высоте сработал затвор фотокамеры, Преминин уже заглушил реактор, спасая экипаж от гибели, но сам навсегда остался в реакторном отсеке. Позднее ему было присвоено звание Героя России.
Газета Русский Север 12.10.2005:
Все это время над агонизируюшим подводным крейсером барражировал противолодочный самолет ВМС США Р-3С «Орион», американские летчики наблюдали за действиями советских моряков. А что же наши? Через несколько часов после аварии в авиагарнизон в Федотово поступил приказ отправиться на помощь подводникам, терпящим бедствие в «Бермудском треугольнике».
Разведывательную группу из двух самолетов ТУ-95 РЦ возглавил заместитель командира эскадрильи майор Анатолий Бодров. Разведчики должны были оценить подводную обстановку в районе катастрофы и навести на подлодку два самолета ТУ-142 М из состава полка. А авиагруппа противолодочников во главе с подполковником Сергеем Серебрянниковым должна была доставить к месту аварии дополнительные средства спасения и специальные реагенты. Нужно было нейтрализовать ядовитые испарения, образовавшиеся на «К-219» из-за утечки ракетного топлива и бушевавшего там пожара.
Несмотря на неблагоприятные погодные условия, морские летчики вылетели в район Бермудских островов, и через десять с лишним часов полета на экранах радиолокаторов самолетов-разведчиков появились отметки от трех подводных целей в расчетной точке местонахождения подлодки. Через полчаса ведущий ТУ-95 РЦ, снизившись, прошел над «К-219», вселяя надежду в души подводников. Вслед за ним тянулся шлейф из дипольных отражателей, которые высвечивались четкой полосой на экране локаторов противолодочных самолетов, указывая путь к месту аварии. Сбросив 36 контейнеров для терпящих бедствие, летчики увели свои машины на один из аэродромов Кубы.
В том полете участвовало четыре экипажа. Разведчики отыскали К-219, а два противолодочных самолета сбросили ее экипажу контейнеры с необходимым для выживания грузом. Летели из Федотова с посадкой на Кольском полуострове, но домой дотянуть уже не могли и пошли на посадку в Гаване.
Отредактировано edge (2006-10-22 12:52:44)