Воспоминания Горохова Николая Яковлевича (служил в ОДРАП, 1968-1970, оператор Вишни).
Предпосылка к лётному происшествию, произошедшая вблизи аэродрома Федотово 5 ноября 1969г с самолётом ТУ-95РЦ №24 м-ра Степаненко Н.Н. по воспоминаниям бортоператора, м-са Горохова.
В тот день полётов не планировали, гарнизон готовился к празднику. Утром поступил приказ отправить один экипаж в район Бискайского залива, так как не вышла на связь подводная лодка. Ни до, ни после я не помню случая, чтобы в дальний полёт отправляли один самолёт. Срок на подготовку – 40 минут вместо положенных двух часов. Заправка- полная.
Температура была слабо минусовая, пасмурно, мелкий снег.
Правым должен был лететь ст. л-т Красносельских А.И., но в последний момент подошёл м-р Меленный, недавно назначенный зам. ком. эскадрилии по лётной подготовке и заменил его со словами: “Ты, Аркаша, сегодня погуляй.“
На моей приборной панели не было часов. Перед самой рулёжкой их закинули в специально для этого приоткрытый кормовой люк. Я положил их на пол, чтобы установить после взлёта.
Взлёт был затяжной, так как полоса была плохо очищена. После отрыва было ещё касание на концевой полосе безопасности.
Во время первого разворота направо, на высоте метров 250 и скорости 350км/ч произошло сваливание. В этот момент я устанавливал часы, пристёгнут не был и свалился в блистер лицом вниз. Разъём шлемофона не выскочил, поэтому слышал переговоры.
Меленный(криком): Инженер, что с двигателями!?
Инженер: Двигатели нормально!
М: Коля, держи!! УПРТ 110!
Штурман: крен 45!
М(спокойно, как диагноз): Пи-и…ец.
Тут самолёт выровнялся.
Я лежал мордой в блистере, в ужасе, смотрел как стремительно приближаются вершины елей. В момент, когда самолёт выровнялся, мне казалось, что консоль уже ниже вершин. Как много всего успеваешь подумать. Самая
дурацкая мысль – о том, что сидим мы с КОУ, Колей Авсиевичем, не в том порядке, в котором будут стоять наши гробы, так как он старше по званию.
Полетели дальше. Над Норвежским морем самолёт сыграл ещё раз, но было высоко. Ничего не нашли. При возвращении переднюю ногу выпускали вручную.
Предпосылку зафиксировали. Если не ошибаюсь: мин. высота-50м, макс. крен- 60гр., момент на штурвалах- 90кгм. Постарались отцы-командиры. Причину определили как самопроизвольное отклонение триммера руля поворота из-за попадания капли конденсата на контакты тумблера. Думаю, просто надо было что-то написать. Интересно, на каком самолёте разбился Аркадий Иванович Красносельских? Не на 24ом? Что-то плохо верится в теорию об старых спутных струях. Впрочем, специалистам виднее.
Отредактировано edge (2006-03-10 10:07:58)