Происходили эти события в Северной Атлантике более 40 лет назад, когда холодная война была в самом разгаре, а СССР и США практически открыто воевали во Вьетнаме. Американцы впервые почувствовали, что Russians are coming - русские идут прямиком к каждому их дому. И это было для них шоком. Во время второй мировой они практически не имели военных потерь на своей земле, а тут - чем дальше, тем больше: эти Bloody Russians -проклятые русские - везде и совсем рядом.
Нашими полетами "за угол" были ошарашены буквально все, газетчики, обыватели, военное и политическое руководство США. Они демонстрировали однозначно, что в условиях ракетно-ядерной войны авианосные ударные соединения США уязвимы не только со стороны советских ударных подводных лодок, но и с воздуха в любой точке мирового океана. Первые полеты 392 ОДРАП довольно часто оказывались для НАТО неожиданными и проходили при полном отсутствии активного противодействия, оставляя НОРАД в полном неведении о своей деятельности. Как и специально подготовленные разведполеты в последующем.
Ту-95РЦ внезапно выходили на авианосец на малой высоте совершенно с неожиданного направления, проходили над авианосцем для фотографирования и только на отходе, при съемке кораблей сопровождения, перехватывались палубными истребителями. На военном языке это означало, что авианосное ударное соединение больше не существует, и все остальное - попытки сохранить лицо. А летчики палубной авиации - золотой фонд Авиации ВМС США, выживали во Вьетнаме ведь лучшие из лучших, пытались показать нам в отместку, что они все-такие профи. Никаких официальных правил облета судов и самолетов в нейтральных водах тогда не существовало. По нашим инструкциям снижаться ниже 400 метров при облете судов не разрешалось. Но попробуй увидеть и сфотографировать бортовой номер эсминца, зарывающегося в океанскую штормовую волну почти по самый мостик. Мы все были молоды и честь - превыше всего. Поэтому когда истребители становились в нескольких метрах от фотолюка, мы снижались так, чтобы вести съемку личными фотоаппаратами, АФА-38 поначалу на все самолеты не хватало, а дома нас уже ждал Ту-16 для немедленной доставки в Москву документов и фотоматериалов для доклада Командованию.
А далее начиналась проверка этих проклятых русских, как нынче говорят, на стрессоустойчивость: над каждым крылом, в метре от плоскости, становилось два Фантома, равно как и под ним на таком же удалении. Причем пилоты под крылом включали систему огибания поверхности и демонстративно бросали ручку, ведя съемку ТУ-95РЦ снизу портативными кинокамерами, а истребители над крылом начинали прижимать нас к волнам. Конечно, речь не шла о победе любой ценой,скорее профессиональном прощупывании друг друга, и Фантомы снизу, получив сигнал высотомера об опасно малой высоте, при этом за кормой у них появлялся бурун, аккуратно выбирались из под нашего Медведя, не только кроя нас матом, но и восхищенно жестикулируя. Мастерство - интернационально и вне политики. Поэтому заправившись от идущих тут же рядом Интрудеров, они махали нам крыльями и возвращались на авианосец. При всем внешнем политессе и отсутствии для непосвященых чего-то героического с приведением всех систем оружия в боевое положение для немедленного открытия огня, эти полеты до сих вызывают у меня самые яркие воспоминания об этом славном периоде ввода в строй 392 ОДРАП Иваном Федоровичем Гладковым, его высококлассных учениках, которые были известны поименно не только командиру каждого американского авианосца, но и дежурному генералу НОРАд многие годы.