NOVOрусский моделизм (ностальгические сопли)
Для меня это началось в 1989 году, когда в Юном технике города Вологды после небольшой очереди и добровольно переданных кассиру нескольких десяток копеек я стал счастливым обладателем Аэрокобры и ТвинМустанга Бакинской фабрики игрушек в целофанновых пакетиках. На следующее утро аэропланы красовались подвешенными на протянутой нитке под потолком моей комнаты, немного источая всеми отличимый запах клея Момент (без намеков...). Конечно, половинки фюзеляжа не стыковались, было много облоя, декали отсутствовали, фонарь - слегка прозрачный. Все это воспринималось естественно. Было ценно само обладание моделью. Да и слов типа "декаль" я не знал тогда.
Жил так спокойно ребенок, т.е. я, пока не увидел в гостях (большой привет Алексею Имасу, говорят живет сейчас в Краснодаре) вроде и модель, но Это было совсем иным, нежели я себе представлял копию самолета. МС 406! Окрашенный, с опознавательными знаками, а пулеметы и выхлопные трубы с отверствиями. Но более меня потрясло другое - оказывается у самолета была история! Это меня поразило, т.к. почему-то об этом просто не задумывался, полностью увлеченный техническим содержанием летающих моделей. Все было решено - бросаю свои резиномоторы, иду в кружок стендового моделизма.
Первая модель - Вампир. Покрасить аэрографом с компрессором из холодильника было привилегией. Я достиг достойного для этого уровня на третью модель (Фоккер Д21 финский). Расшивка на НОВО было исключительно внешней, нередко пропадающей. Частенько недолив, перелив, кривые плоскости, всегда облой. Фонари - работали наждачной, потом паста ГОЭ (???) и зубная паста для шлифовки. В крайнем случае - давить фонарь самостоятельно (делал для Корсара и Буканира). Краски - обычные нитро из 3х литровых жестяных банок. Декали самодельные (трафареты). Чертежи переходили из рук в руки. Про травленку узнал недавно. Шпаклевка - облой в растворителе.
Ассортимент моделей был небольшим в отдельно взятом месте, например, в Вологде (+Военторг) изредка водились P-39, P-40, P-47, DH-100 Vampire, Twin Mustang, Tempest, MS 406, Javelin. Ездили на клуб в Москву (ДК Горбунова), только там покупали фирму. Первым у меня появился ФВ-190 А5/А7 Хасегава, который благополучно и пылится где-то в коробке. В 1993 году приняли участие в открытом конкурсе стендовых моделей республики Карелия, где взяли все первые места (одно - мое, реплика Си Харриер 1:72 из набора НОВО сухопутного Харриера).
Году в 1991 начался всесоюзный обмен, виртуальная барахолка моделей НОВО. Типичное объявление в Крыльях Родины (КР): Предлагаю: Ф***, ..., Нужно: Ф*** . Меня засосало, переписавался со всем Союзом (Ташкент, Харьков, Калининград и т.д.). В день приходило до 10 писем (каждый день!!!). Тетки на почте проклинали меня. Были сложные обмены (5 НОВО на 1 чеха). Не обходилось без обмана, меня тоже 1 раз кинули - сам посылаешь, в ответ - тишина. Опять же в КР публиковались черные списки обманщиков. Знакомились по почте, но были и встречи в реале. Я ездил в Катунино/Лахту (родина моя), познакомился с вертолетчиком местного сборного полка (интересный полк, кстати...). По-немногу стали появляться вакушки (не довелось собрать ни одной).
Эти обмены превратились практически в бизнес. Но с поступлением в институт жизненные ценности изменились временно в сторону самобразования/карьеры и человеческого воспроизводства.
Прошло 10 лет... Жить, товарищи, стало лучше, жить стало велесее. Надеюсь наверстать упущенные годы. Что больше всего изменилось?... Меня воодушевляет не ассортимент моделей и акксесуаров, а большая доступность информации (Инет, издания) и возможность общения через Инет.
Дмитрий Ермолин.