У нас на форуме появился Николай Кобец (Raven) - сын Ивана Кобца, штурмана 24 ОПЛАП..Хочу процитировать письмо Николая и ответ на него моего отца, Кибальника В.А., потому что упоминаются фамилии сослуживцев 24 ОПЛАП ..Это уже принадлежит истории..
Итак, Николай Кобец:
Здравствуйте,
А можно вопрос - Ваш отец в добром здравии?
Когда-то наши отцы дружили... У меня до сих пор сохранился альбом для фотографий подаренный моему отцу при увольнении и подписанный Вашим отцом - Виктором Кибальником.
Мне очень хорошо запомнился его красивый каллиграфический почерк и теплые пожелания моему отцу от сослуживцев...
Мой отец - Кобец Иван Владимирович служил в 24-ом ОПЛАПДД с 1968 по 1971. Летал в экипаже майора Трояна. Через 10 лет после выхода в отставку (1982) его не стало...
Николай Кобец
Кибальник В.А. : (15 апреля 2006г.)
Ты меня очень порадовал сообщением от сына моего первого штурмана - капитана Ивана Кобца - в боевом экипаже авиаполка по прибытию из училища в гарнизон Федотово! Напиши Николаю, что я всегда горжусь тем, что свою службу в боевом полку начинал в замечательном слетанном боевом экипаже -"оперялся, становился на крыло..."! Кроме того, и командир экипажа Троян Николай Алексеевич, и штурман экипажа Кобец Иван, и второй штурман Орлов Леонид, и штурман -оператор ("тотальник" - был призван на службу из запаса после института на три года) Хотянов Соломон Завельвич, (радист и борттехник часто менялись в экипаже)приняли меня очень тепло, по отцовски и терпеливо, благо я был инициативным учеником, учили меня летному и боевому делу; с огромным удовольствием осваивали воздушное пространство Арктического бассейна, летали на Дальний Восток , на Черноморский флот и т.д. Они меня, т. к. я был холостяком, оберегали от всяких юношеских ошибок в социальной жизни, учили всему красивому, мы часто встречались в кругу семьи каждого члена экипажа(по поводу и без повода, так .... "на чай" приходили)! У Ивана Кобца меня всегда поражало количество книг!!! В гостиной комнате четыре стены до потолка были заняты книгами,да и в других комнатах тоже было много книг!!! Я помню он шутил: "Для меня самое страшное, это переезды...". Свои знания Иван вседа ненавязчиво "вливал" в наши души! Иван очень любил играть в шахматы! За человечность , доброжелательность, любовь к людям и к авиации, которая у Ивана была неразрывной, его уважал и любил весь полк! Он всегда был душой коллектива, приятным образованным собеседником, товарищем, всегда был готов и рад оказать необходимую помощь любому человеку! Как специалист - штурман - Иван не знал ошибок и очень мужественно вел себя в полетах в неординарной экстремальной ситуации! Мне очень хорошо запомнился перелет на Дальний Восток в августе 1970 г. в г. Сучан (Партизанск), около порта Находки. В районе между г. Канском и г. Иркутском мы попали в мощный грозовой фронт, который нельзя было обойти (по правилам производства полетов), и не пересечь "верхом". Фронт подошел на маршруте раньше, чем мы успели произвести посадку в Иркутске. Пришлось фронт "пробивать" - пересекать... Что мы испытывали в полете - это ужасная болтанка, тряска (было впечатление, что самолет разваливается на части), очень мощные разряды молнии и т.д. Вот тут то и взял на себя инициативу, ответственность , Иван за проводку самолета. Он подошел ко второму штурману (второй штурман управляет радиолокационной станцией в полете), обхватил экран радиолокационной станции руками, т.к. очень трясло (швыряло)самолет, а он не был пристегнут, и говорит: "Коля, Витя ! Слушайте меня и выполняйте мои команды"! Иван стал выдавать предложения по изменению курса полета самолета в сторону наиболее слабых "засветок" от облачности грозовой со снижением и резкими разворотами под 90 градусов. Когда, через 30 минут полета, мы выскочили из этого кошмарного грозового фронта, - Иван запел!.. Все напряжение у экипажа сразу снялось и мы все запели тоже! Это состояние души словами не передать, это нужно пройти, пролететь, прочувствовать! После посадки в Иркутске мы вечером выразили Ивану свое признание и благодарность!
Потом, уже выполняя трансконтинентальные полеты на самолете ТУ-142 на Кубу , на Камчатку,на аэродромы Черноморского флота, попадая в обычные наши грозы центральной и северной части Евразии , а особенно в тропические грозы, я всегда с благодарностью вспоминал Ивана Кобца, своего первого учителя штурмана-асса и применял его тактический навигационный прием при проходе фронтов с грозовой деятельностью (пролет через наиболее слабые "засветки" грозовой облачности)! Все полеты на боевое применение, на разведку с Иваном экипаж выполнял на "отлично"! На боевом курсе на полигоне (морском или наземном) при боевом применении бомб, торпед или ракет взаимодействие членов экипажа было Иваном организовано и отточено до идеального - жест рукой, головой, пальцами мы понимали мгновенно и четко реагировали курсом, скоростью самолета и короткими фразами внутреннего радиообмена! После ответа от руководителя полетов на полигоне "Сброс по нулям", что соответствовало оценке "отлично", Иван начинал мурлыкать песенки, а вместе с ним и мы! Иван был святой человек! И я очень благодарен, что судьба меня свела в молодые годы становления как человека и и как боевого летчика с такими прекрасными людьми с очень богатой душой мечтателей и практиков!
Видимо не случайно первым на должность командира корабля из нас - девяти человек, выпускников Оренбургского ВВАУЛ, прибывших 9 июня 1969 г. в 24 ОПЛАП ДД (п. Федотово), был назначен я - воспитанник экипажа Трояна Николая, в котором штурманом был Кобец Иван! Это заслуга экипажа, быстро и хорошо подготовившего меня, молодого военно-морского летчика, к самостоятельным действиям как командира боевого авиационного экипажа на самолете Ил-38 в Военно-Морской Авиации Северного Флота. Этим воспитанием меня первым экипажем я и сейчас живу! Спасибо огромное Николаю, сыну Ивана Кобца, за весточку и добрые слова! Он может гордиться своим прекрасным отцом и обязан быть достойным его!!! Искренне желаю ему полных творчества успехов в жизни, крепкого здоровья, счастья! Самые добрые пожелания его родным и близким - маме, если она жива, (к сожалению не помню как её зовут), но она всегда была очень гостеприимной хозяйкой в доме и любящей женой! Все это здорово! Спасибо огромное Николаю за отца - Ивана Кобца, ведь Николай отцу тоже помогал, тем что был-жил, радовал своими успехами, требовал к себе отцовского внимания и мечтал! Тем самым отец был счастлив, выполняя ратные дела и готовя сына к самостоятельной жизни! Прошу Николая поклониться могиле Ивана Кобца, я всегда его помню с благодарностью! К сожалению, жизнь пролетает быстро, но мозг и мышцы тела наливаются моральной и физической силой, когда знаешь, что добрые дела твои не забыты и дети тоже помнят о них, приумножают отцовские дела, каждый на своем месте, с гордостью за своих родителей!
Если есть контакты у Николая с сослуживцами (с детьми сослуживцев по 24 ОПЛАП ДД, пусть передает большой привет и пожелания всего самого доброго!
Еще раз спасибо за подобную информацию - это очень важно в жизни человека - помнить своих сослуживцев и общаться с их детьми, тем самым передавать своим детям и детям сослуживцев эту, ничем, пожалуй, необъяснимую жажду к жизни, к самосовершенствованию, к прекрасному и верить в своих детей!